До Петра Великого Россия почти не знала круглой скульптуры — она была запрещена церковной властью. Это обстоятельство отмечали современники, которых, очевидно, удивляло отсутствие пластики. Австрийский посланник Иоганн Корб, побывавший в России в 1698 г., писал: «Москвитяне воздают честь только писаным иконам, а не изваянным». Минимален в допетровское время был и интерес к античности. Университетов или светских школ не существовало. Ученые монахи не искали опоры в языческой древности, довольствуясь обращением к византийской традиции.
Ситуация начинает меняться уже в самом конце XVII в., когда русский царь посетил Западную Европу в составе Великого посольства, а молодые дворяне были посланы им в европейские страны изучать науки и ремесла.
Важно подчеркнуть, что античность и скульптура одновременно начали входить в повседневную жизнь России. Для Петра I знание мифологии означало приобщение к одной из сторон западной цивилизации, и он не только сам овладевал этими знаниями, но и со свойственной ему энергией проводил в жизнь.
Еще по теме:
В. Борисов-Мусатов
К наиболее значительным явлениям искусства рубежа XIX-XX вв. наряду с деятельностью Серова и Врубеля принадлежит творчество В.Э. Борисова-Мусатова (1870-1905), которое возвышается над обозначившейся к началу XX в. односторонностью петербу ...
Книжная миниатюра и скульптура
Во второй половине XV в. произошли существенные изменения в области книжного дела и книжной миниатюры, связанные с вытеснением пергамента бумагой. Последнее отразилось на технике, а также колорите миниатюр. К художникам дионисиевского нап ...
Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы
В мифе человек магически овладевал миром, но не следует думать, будто это приносило ему свободу. Ведь магическая связь сама делает своим пленником того, кто к ней обращается. В мифе и магии человек выступает не как самоценное существо, ...