Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры

Культура и искусство » Монастыри России » Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры

Троице-Сергиева Лавра была основана святым преподобным Сергием Радонежским, который первым построил небольшую церковь во имя Троицы. Церковь была сооружена из дерева. Сергий стал жить в этом достаточно глухом месте. Случилось это, по мнению большинства историков, в 1345 году. Со временем вокруг церкви стали появляться кельи других монашествующих. Постройки были обнесены каменной стеной. Так появилась Лавра.

Самым древним на территории Лавры является Троицкий собор. Он был возведен в 1422 году, когда Сергия Радонежского канонизировали, т.е. официально признали святым. Купола собора покрыты червонным золотом и горят на солнце, будто свечи. В соборе установлена рака с мощами преподобного Сергия Радонежского. В соборе была создана икона Андрея Рублева «Троица», которая в настоящее время находится в Третьяковской галерее. А в иконостасе собора есть копия этой иконы.

Вторым по времени храмом Лавры является сооруженный в 1476 году храм Сошествия Святого Духа. Его возвели из кирпича умельцы-строители из Пскова. Представляет интерес верх храма, над главкой которого располагается колокольня.

Во времена правления Ивана Грозного было начато строительство самого большого в Лавре Успенского собора, которое было завершено в 1584 году при царе Федоре Иоанновиче. Собор имеет великолепный резной иконостас, где находятся иконы кисти Симона Ушакова. Фрески собора выполнены пятью художниками, имена которых запечатлены на западной стене собора. В задней части собора высоко на втором этаже располагаются специальные площадки, где становятся певчие. Неподалеку от успенского собора находится усыпальница царя Бориса Годунова и его семьи.

В Лавре есть две надкладезных часовни. Одна из них находится с юго-западной стороны Успенского собора. Это очень красивое строение, сооруженное в конце 17 века по принципу «три восьмерика на четверике». Другая надкладезная часовня называется Пятницкой и находится за пределами Лавры. В настоящее время она нуждается в реставрации.

В 17 веке была сооружена трапезная. Это очень красивое строение с резными полуколонками, стены которого покрашены в разные цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Наличники окон украшают изображения гроздей винограда.

В начале 17 века были возведены больничные палаты и храм Зосимы и Савватия. Это единственная в Лавре шатровая церковь, которую венчают грани высокого шатра. Шатер имеет изразцы зеленого цвета, при этом сам храм выкрашен в красный и белый цвета.

В конце 17 века была сооружена надвратная церковь Иоанна Предтечи, деньги на строительство которой дали именитые купцы и промышленники Строгановы. Раньше церковь имела пять глав. В настоящее время сохранилась только одна из них.

Специально для царя Алексея Михайловича Романова, который часто приезжал в Лавру были сооружены царские чертоги, где царь останавливался со всей своей многочисленной свитой. Интерьеры помещения богато украшены изразцами. Особую ценность представляют изразцовые печи, единственные в России, дошедшие до нашего времени.

С 16 по 18 века строилось здание митрополичьих покоев. С северного фасада можно увидеть только два этажа здания. На самом же деле оно трехэтажное. Нижний этаж здания врезан в косогор. Он является самым древним и построен в 16 веке. Второй этаж построен в 17 веке, а третий в восемнадцатом. Приблизительно в это же время была сооружена миниатюрная Михеевская церковь, которая расположена рядом с Трапезной палатой.

В стиле елизаветинского барокко возведена Смоленская церковь (Одигитрии). Архитектором этого сооружения был молодой Ухтомский. Церковь представляет собой восьмигранник с четырьмя папертями. На восьмигранном куполе закреплен фонарь, свет которого пробивается сквозь арочные окна. На главе храма укреплен кресс, попирающий полумесяц. Это церковь была построена в 18 веке, когда Россия много воевала с Турцией. Церковь много раз перестраивали. Кто является архитектором церкви, долгое время было неизвестно. Одни предполагали, что это певчий Елизаветы Петровны Алексей Разумовский, другие считали, что архитектор В. Растрелли. Рестовратор Б.Д. Комаров выяснил, что церковь построил Дмитрий Ухтомский.

Еще по теме:

Художественная культура и искусство средних веков
Развитие художественной культуры средних веков связано с историей всего средневековья. На раннем этапе наибольшее значение имело сохранение античного наследия, особенно латинского языка. Важнейшую роль здесь сыграли труды Аврелия Августин ...

Статистическая оценка населения
В Японии проживает более 127 миллионов человек. Прирост населения каждые 10-12 лет в среднем 1%. В Зарубежной Европе 15 тысяч японцев, В Зарубежной Азии – 119910 тысяч, в Америке – 1580, в Австралии – 5, в мире в целом –125,5 миллионов че ...

Социально-исторические основы творческого процесса
Художник, как человек, который посвящает себя деятельности в сфере искусства, мог появится только в определенных условиях развития общества и человеческой культуры. Он сформировался не раньше, чем возникла отчетливая потребность общества ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация