Рождение и жизнь усадьбы

Культура и искусство » Музей Усольской усадьбы графов Орловых-Давыдовых » Рождение и жизнь усадьбы

Страница 1

В XVIII и начале XIX века почти все строения в Усольской усадьбе были деревянными, поэтому в 1812 году во время сильного пожара сгорели все крестьянские избы и старый графский дворец. До пожара село не имело строгой планировки. По распоряжению графа Владимира Григорьевича Орлова новый регулярный проект села Усолья с усадьбой и парком составил его уроженец, крепостной архитектор Христофор Иванович Сахаров (Шмит). Здания графской усадьбы велено было строить "безопасными от пожара", т.е. каменными. Отстроенное заново село находилось ниже графского имения, на берегу Волги. В настоящее время это место затоплено Жигулевским морем. Сельские дома перед затоплением были перенесены выше имения, поэтому графская усадьба в наши дни оказалась почти на берегу Волги. Под воду ушла и часть прекрасного парка, окружавшего усадьбу Орловых-Давыдовых.

Господский дом с флигелями был спроектирован двумя крепостными архитекторами - Х.И.Сахаровым (Шмитом) и А. Цукановым - при участии известного московского архитектора Дементия Ивановича Жилярди. Проект отличался продуманностью и особой тщательностью. В то же время он представлял собой довольно типичную для России начала XIX века планировку дворянской загородной усадьбы. Выбор ведущего архитектора был не случаен: к помощи Жилярди граф В.Г. Орлов неоднократно обращался во время строительства семейной усыпальницы - мавзолея - в своем подмосковном имении Отрада.

Комплекс зданий Усольской усадьбы в плане представляет собой симметричную постройку в форме каре, ориентированную с севера на юг. По центральной оси композиции, с запада на восток, последовательно располагались главный въезд в усадьбу с двумя караульными помещениями, за ним - парадный двор с центральным зданием бывшей вотчинной конторы, окруженный чугунной решеткой высокохудожественного литья, и далее - парк. Именно парковые фасады у зданий были задуманы как парадные.

Доминантой архитектурной композиции служит стоящее в центре кирпичное трехэтажное здание бывшей конторы с цоколем из естественного тесаного камня. Оно строго пропорционально, с четким ритмом оконных проемов, подчеркнутых по второму этажу чередующимися украшениями в форме арок и прямоугольников. Дворовый и парковый фасады здания конторы расчленены по горизонтали на три части поясками. Все архитектурные детали фасадов тонко прорисованы и составляют главное украшение здания. Его завершает мезонин с оригинальной и сложной в построении мансардной крышей, на самом верху которой находится видовая площадка с башенкой, окруженная по периметру изящной балюстрадой. Над входом в контору со стороны двора - мощный, на три окна, балкон. Чугунный балкон-навес, стоящий на фигурных чугунных колонках, сохранился на парковом фасаде центральной части графского дома. Над ним в треугольное пространство фронтона второго этажа позднее был вмонтирован герб Орловых-Давыдовых. В усадьбе также постоянно встречаются орлы - символ графов Орловых. Их герб с орлами или отдельное изображение орлов присутствуют на стенах главного дома, на мебели и в коллекции гербов.

Посмотрим на здания усадьбы с самой лучшей точки - из парка. К конторе с обеих сторон примыкают флигели: справа - одноэтажные жилые комнаты с анфиладной планировкой для графской семьи и двухэтажная библиотека; слева - аркада с полуциркульными сквозными проемами, соединяющая здание конторы с "домом управляющего". Строительство началось почти сразу после пожара - в 1813 году. К 1834 году контора в 3 этажа с мезонином, 2-этажный "дом управляющего" и ряд служб уже были возведены. Компактность и уравновешенность всех зданий, скромность их архитектурной отделки говорит о безупречном вкусе, как авторов проекта, так и строителей - каменщиков из Городца и крепостных крестьян графа Орлова.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Мифы древности и их значение
Нагромождение знаний о первобытной и традиционной культуре, свидетельствует о важной роли мифа в жизни людей древнейшей эпохи, ее существование. В живописном творчестве человека каменного века значительными являются две главных функции Да ...

Искусство боди-арт как средство манифестации
Истоки боди-арта уходят корнями в седую древность. Именно на заре развития цивилизации человек начал раскрашивать свое тело. Уже тогда, когда люди еще не умели ткать и в качестве одежды использовали шкуры животных, возникла потребность в ...

Определение творческой деятельности
Творческая деятельность – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к общественной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихс ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация