Рождение и жизнь усадьбы

Культура и искусство » Музей Усольской усадьбы графов Орловых-Давыдовых » Рождение и жизнь усадьбы

Страница 2

Следует отметить наличие многих сходных черт в формировании двух орловских усадеб - Отрады и Усолья. Это в первую очередь замечательные парковые ансамбли, в которых прослеживается влияние английского садово-паркового искусства. Они привлекали графа Орлова-Давыдова, воспитывавшегося в Англии, прежде всего сходством с естественной природой. В 1836 году для разбивки усольского парка и фруктового сада перед восточным фасадом дворца был приглашен французский садовник Помре.

Усольский парк состоял из примыкавшей к дому небольшой регулярной части с клумбами, дорожками, посыпанными толченым кирпичом, и со стрижеными боскетами, окруженными сиренью, которой там было около 16 сортов. Перед графским домом находилась площадка с фонтаном и стоящей в нем скульптурой мальчика с гусем. Далее шла естественная часть парка, близкая к природе Жигулевских гор, находящихся возле Усолья. Из жигулевских лесов и перевозились в парк тщательно подобранные породы деревьев: дубы, липы, клены, сосны. Только лиственницу привезли специально для усольского парка из других мест. Фактически, Помре создал настоящий ботанический сад, имеющий самостоятельную ценность. Сохранились списки цветов, которыми украшали клумбы графского сада, - это были георгины и астры во всем своем многоцветье: восемнадцати колеров. В парке стояли скамейки и скульптуры, одна из которых - Диана с ланью - в 1950-е годы попала в фонды Куйбышевского краеведческого музея. В 1865 году по приказу графа В.П. Орлова-Давыдова парк был обнесен кирпичной стеной нижегородским каменщиком Бугаевым.

Между селом и графской усадьбой по проекту архитектора Христофора Сахарова (Шмита) в начале XIX века на фундаменте старой церкви начали возводить собор, кирпичные стены которого уцелели в пожаре 1812 года. Одновременно с ним строились соборы еще в 4-х графских селах. Внутреннюю отделку собора спроектировал тот же Х. Шмит. Резьбу и золочение алтаря производили: крестьянин села Хатуни (Серпуховского уезда Московской губернии) Илья Иванович Хрусталев и саранский мещанин Максим Кузнецов. Видимо, они же изготовили резные золоченые рамы с девизом Орловых "Fortitudine et constantia" (твердостью и постоянством) для усольских копийных портретов Владимира Григорьевича Орлова и его жены Елизаветы Ивановны. Иконостасы расписывали живописцы: "симбирской гимназии учитель рисовального класса" Кондрат Лаврентьевич Лавров и братья Яновы. Ныне все это находится под водой вместе с селом. Только на берегу Жигулевского моря среди крупной гальки лежат каменные столбы от церковной ограды.

Граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов (1809-1882) часто бывал в своем имении на Волге и один, и всем семейством. Впервые после смерти деда он приехал в Усолье в 1832 году, женившись на 18-летней княжне Ольге Ивановне Барятинской (1814-1876). В семье появилось шестеро детей, поэтому вскоре возникла необходимость в перестройке конторы под жилой блок. Контору перевели в помещение южного флигеля, а освободившийся трехэтажный дом был включен в жилой комплекс усадьбы. Реконструкцию осуществили без изменений наружного облика зданий 1-й половины XIX века. В 1867-69 годах были полностью заменены обветшавшие двери, окна, полы; более современной стала и внутренняя отделка. Все помещения, заново меблированные, стали удобными и уютными. Обстановка включала предметы высокого художественного мастерства, привезенные В.П. Орловыми-Давыдовыми из путешествий в страны Европы и из Петербурга (мраморные и бронзовые бюсты, картины, рисунки, гравюры). В усадьбе продолжала формироваться уникальная библиотека, начало которой положил еще В.Г. Орлов, а также коллекции оружия и геральдики. Все сыновья и внуки В.П. Орлова-Давыдова были военными, поэтому их коллекция оружия постоянно пополнялась и считалась к началу ХХ века одной из лучших в России.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Белгородский государственный историко - художественный музей-диорама «Курская битва»
Государственное учреждение культуры. Открыт 4 август густа 1987 г. как муниципальное учреждение культуры, а в 1998 г. преобразован в государственное. Проект здания ния диорамы разработан авторским коллективом института «Белгородгражданпро ...

Орнамент
Орнамент русского народного костюма (тканый или вышитый) мог быть растительным, зооморфным, орнитоморфным, антропо­морфным и геометрическим. Весьма характерна для русского на­родного орнамента полиморфность, т.е. гибридность образов - со­ ...

Современное положение ногайцев
В настоящее время ногайцы (ногъай) - один из тюркоязычных народов Северного Кавказа. Общая численность в России и странах СНГ составляет около 90 тыс. человек. Основная область расселения ногайцев - территория Ногайской степи; ныне она р ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация