Троицкий Данилов

Культура и искусство » Монастыри России » Троицкий Данилов

Страница 1

Троицкий Данилов монастырь один из древнейших монастырей, расположенных в древнем городе Переславле-Залесском. Несмотря на то, что он был основан в далёком XVI столетии, некоторые его строения сохранились до наших дней. Его можно увидеть с проходящей через Переславль-Залесский дороги на Москву.

За монастырским прудом в давние времена располагалась Сокольская слобода, в которой на протяжении нескольких веков жили сокольники, выращивающие птиц сначала для княжеского, а затем для царского дворов. Местность эта в те времена находилась далеко от города и была достаточно глухой, не всякий путник решался пройти здесь в одиночку. Здесь же на холме находилось кладбище, на котором хоронили бедняков, у которых не было родственников и бродяг. Раз в год (на праздник святой Троицы) вокруг кладбища совершался крёстный ход и отпевание.

Монастырь здесь был основан, по преданию, в 1508 году Даниилом Переславским. История в основном изложена житие основателя, который родился в Переславле-Залесском в 90-х годах XV века. Уже в раннем возрасте он ушёл из дома и постригся в монахи в Пафнутьевом Боровском монастыре.

После возращения в родной город он некоторое время жил в Никитском, а затем в Горицком монастырях, стал сначала свящёнником, а затем игуменом последнего. Даниил был известен своей добротой: он часто странствовал по окрестностям Переславля-Залесского и помогал больным и нищим. Он давно задумал основать монастырь на месте старого кладбища для бездомных, но церковные власти не разрешали ему этого сделать.

По преданию, основать монастырь ему помогли опальные бояре Челяднины, духовным наставником которых был Даниил. Во время службы в их домовой церкви явился гонец из столицы с благой вестью: князь сменил гнев на милость и опала снята. Благодарные Челяднины помогли Даниилу получить благословение московского митрополита на строительство обители и рассказали о нём московскому князю Василию III.

Вскоре появился первый деревянный храм Всех Святых (в день Всех Святых у христиан принято поминать умерших), а обитель получила название Всехсвятской. Даниил ещё некоторое время оставался игуменом Горицкого монастыря, но затем по просьбе самого Василия III всё же оставил его и перешёл в Всехсвятский. Московский князь часто посещал монастырь и очень хорошо относился к его настоятелю. Даниил даже принимал участие в крещении его сына Ивана IV.

Василий III также выделил средства на устройство в монастыре нового храма. Им стал каменный Троицкий собор, сооружённый в 1532 году. После этого и сам монастырь был переименован в Троицкий. Троицкий собор стал одним из первых каменных храмов Переславля-Залесского. До него, судя по всему, здесь был лишь один подобный храм – Спасо-Преображенский собор, сооружённый ещё в XII столетии. На средства московского князя в то время были построены и другие каменные храмы в разных монастырях Переславля-Залесского, но Троицкий сохранился до наших дней лучше других и с наименее значительными изменениями.

По архитектурным особенностям храма специалисты сделали вывод, что он, скорее всего, был построен московскими мастерами, присланными в Переславль-Залесский Василием III. Этот довольно небольшой одноглавый собор возвышался вершине холма и привлекал внимание путников приближающихся к городу с юга. Сам собор достаточно прост по своим формам: основная часть его имеет форму куба. Узкие арочные проёмы походят на бойницы, которые обычно делали в башнях крепостей. В восточной части расположены три гранёные аспиды. Глава собора располагается на вытянутом барабане, который украшен аркатурно-колончатым поясом. Такие же архитектурные украшения использовались при строительстве некоторых соборов московского Кремля.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Критерии оценки произведений искусства
Отсутствие четких критериев оценки художественных произведений оставляет простор для неадекватного завышения стоимости произведений не заслуживающих особого внимания, и для недооценки произведений достойных. Таким образом, необходимость в ...

Наука Возрождения
Если в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием стала чувственная телесность, то в науке эта роль отво­дилась рациональной индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность самой индивидуальност ...

Фовизм
(от фр. fauve - дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и стр ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация