Знаменитый американский психолог Абрахам Маслоу, предложив иерархическую классификацию потребностей человека (от базисных физиологических до высших духовных), сформулировал психологический закон, согласно которому человека только тогда можно побудить к деятельности, аппелируя к потребностям высшего порядка, когда у него «обеспечены тылы» - удовлетворены потребности более низкого порядка, с чем в целом можно согласиться
Простейшая модель мотивационного процесса представлена на рис.2.1.
Обратная связь
Рис.2.1.Мотивационный процесс
Мотивация может рассматриваться и как воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей. Мотивация может быть внутренней и внешней. Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью деятельности. Если она интересует человека, позволяет реализовать его природные способности и склонности, то это само по себе является сильнейшим мотивом к активности. Наряду с содержанием существенным внутренним мотивом может быть значимость работы для развития определенных качеств человека и общества, соответствие этой деятельности убеждениям работника, его этической ориентации.
Мотивационная структура характеризует соотношение мотивов, определяющих поведение человека, Это соотношение формируется под влиянием как генетических факторов, так и среды, в которой человек воспитывался и действовал.
В общем плане мотивы деятельности человека можно разделить на эгоистические и альтруистические. Первые направлены на благосостояние индивидуума, вторые – семьи, коллектива и общества в целом.
На наш взгляд, общая структура мотивации до-музейного собирательства в определенном смысле содержит в себе компоненты как эгоистические, так и альтруистические. В разные эпохи и времена разные собиратели и коллекционеры руководствовались как мотивами высшего порядка, так и такими мотивами, которые мы относим к эгоистическим. Тем не менее, каждой эпохи был присущ свой преобладающий тип мотиваций.
Еще по теме:
Анализ культурных явление и процессов
Основными компонентами культуры являются: ценности, обычай, нормы. Многочисленные дискуссии о том, что же является базовым исходным понятием при исследовании такого феномена, как культура, позволяют сделать вывод, что им может быть такой ...
Экономические
предпосылки и социальные функции «массовой» культуры
Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в «Капитале». В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия «товар» ...
Общественное значение музейных объектов нематериального наследия
Нематериальные объекты музейного значения двойственны по своей природе. Они обладают всеми признаками и качествами обычных объектов музейного значения, за исключением одного. Они невещественны (вообще-то это более правильно, чем «нематери ...