Музыка в пространстве музея

Культура и искусство » Музыка в пространстве музея

Страница 2

Очевидно, что художественное воздействие усиливается многократно, если все компоненты и визуального и звукового ряда выстроены с точки зрения строго историзма. Например: зал, декорированный в стиле рококо, клавесин, флейта-траверсо, парики, кринолины, Ватто на стенах и т.п. Это, так сказать, линейная перспектива существования музыки в пространстве музея. Но порой то, что легко просчитывается в линейной перспективе, принимает причудливые, парадоксальные формы в иной проекции. Этот феномен замечен давно, поэтому эксперименты "на стыке стилей", агрессивно-стилизованные перформансы, "звуковые инсталляции", как в масштабе одного художественного, музыкального произведения, так и в масштабе фестивалей, программных акций, выставок являются приметой насыщенной музейной жизни, преимуществом многослойного, мультикультурного контекста музея-ковчега.

Очевидно, потребность изменить эту заданность, обострить диалог, расширить пространство восприятия, каждый в свое время почувствовали такие великие артисты, как М.В. Юдина, читавшая со сцены стихи Пастернака, или сопровождавшая исполнение ХТК чтением и толкованием евангельских сюжетов, и С.Т. Рихтер, придумавший уникальный фестиваль "Декабрьские вечера" в Музее изобразительных искусств им.А.С. Пушкина. Этим они, возможно, не ведая того, создавали именно прецедент открытости исполняемых произведений, их подвижности, полемичности.

Для этого потребовалось уплотнить привычный контекст фортепианных вечеров, насытить их иными объектами искусства. Им было интересно совместить различные пласты и направления художественной, поэтической мысли, был интересен результат подобных сочетаний.

Некоторые попытки подобного расширения привычного пространства восприятия, как музыкальных камерных программ, так и тематических выставочных проектов проводятся в рамках специальных программ Государственного Эрмитажа.

Данная программа является продолжением программы "Музыка и Живопись. Ассоциации", которая успешно прошла в Ассамблейном зале дворца Меншикова в сезонах 2008-2009 и 2009-2010 гг. Как и в предыдущих программах, в основе каждого вечера-концерта лежит одна общая тема, однако ассоциативные связи между музыкой и искусствами рассматриваются здесь на более широком материале - не только живописи, но и архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Предметом "ассоциаций" в данной программе являются искусство и музыка Италии - программа приурочена к "Году Италии в России" (2011).

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Многообразие культур
В Древнем Риме, откуда пришло слово "культура", под культурой (cultura) понимали, прежде всего, возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры — понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII—XI ...

«Ковер самолет»
Виктора Михайловича увлекала прекрасная народная мечта - свобода полета. В чудесном небе своего детства написал он плавно, вольно, как птица, летящий ковер и на нем сказочного героя- победителя. Если небо удерживает звезды, солнце, луну, ...

Цвет в костюме
У разных народов существовали различные обозначения и назва­ния цвета. Нередко встречаются такие названия, как веселые и груст­ные, свежие и тусклые, что часто соответствует настроению человека. В традиционной одежде встречаются практичес ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация