В душе любого народа таится жажда беспредельного совершенства, стремление к воплощению идеала. Одно из доказательств тому - существование искусства во все времена и у всех народов. Порождая больших и малых художников ни один народ не отрекался от непосредственной художественной деятельности, не передоверял ее всецело своим гениям, утоляя жажду прекрасного лишь одними шедеврами. Шедевры в искусстве не могут рождаться ни с того ни с сего, на пустом месте они появляются только на исторической почве, достаточно подготовленной, обогащенной повседневным и повсеместным народным творчеством.
Нельзя отделить, обособить, отщепить гениальные творения от народной жизни. Как бы мы не старались, они все равно останутся лишь проявлением наиболее редкого и удачного утоления народной жажды идеального в красоте. Идеала достичь невозможно, но кому помешало стремление к нему? И разве не в этом стремлении познается, что похуже, а что и совсем никуда не годится?
Народное искусство трудно выделить из единого целого крестьянской жизни, из всего его уклада. Оно очень прочно переплеталось с трудовыми, бытовыми и религиозными явлениями. Стремление к прекрасному сказывалось в драматизированных обычаях и обрядах, из которых и состоял весь годовой и жизненный цикл отдельного человека, всего селения, всей этнической группы.
До сих пор не только бытовые, но и некоторые трудовые явления носят ритуальный характер. Но ритуал - это всегда действо, а действо - это уже драма. Драма, по Аристотелю, всегда имеет начало, середину и конец, их нельзя поменять местами, не разрушив самого ее существа. Именно к такому образному свойству тяготеют многие народные обычаи и обряды. Точно так же народная молва всегда стремится к сюжету, на чем и паразитируют невероятные слухи, преувеличенные добавления и пр.
Еще по теме:
Особенности, структура и основные теории межкультурных коммуникаций
Понятие «межкультурная коммуникация» впервые было сформулировано в 1954 году в работе Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». [6] В этой работе под межкультурной коммуникацией понималась идеальная цель, к которо ...
Процедура, предшествовавшая церковному таинству венчания
Важность замужества в жизни дворянской женщины конца XVIII – первой половины XIX века подчеркивается, на наш взгляд, наличием длительной процедуры, предшествовавшей непосредственному заключению брака во время церковного таинства венчания ...
Теоретические подходы к осмыслению роли народного костюма в современном моделировании
После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство.
Трапециевидный ...