Деятельность Российского Комитета по сохранению нематериального культурного наследия

Культура и искусство » Нематериальное наследие России » Деятельность Российского Комитета по сохранению нематериального культурного наследия

Страница 2

При определении ценности исследуемого наследия жюри руководствовалось следующими критериями: - исключительная ценность как шедевр творческого гения человека; - степень укоренения в культурной традиции или истории культуры данной общины; совершенство в демонстрации навыков и технических возможностей; - ценность в качестве уникального свидетельства живой культурной традиции; - риск исчезновения в силу отсутствия средств для защиты и охраны, в силу стремительных изменений, урбанизации, процесса усвоения чужой культуры как следствия возрастающей открытости культурных влияний чужих народов, др.

Диплом ЮНЕСКО о присуждении почетного звания и включении самобытной культуры старообрядцев семейских Забайкалья в первый список шедевров нематериального наследия человечества, а также лауреатская премия «Самарканд Таронази», впервые учрежденная Правительством Республики Узбекистан, были вручены Генеральным директором ЮНЕСКО К.Мацуура Чрезвычайному и Полномочному Послу России при ЮНЕСКО Е.Ю.Сидорову для Центра культуры семейских Тарбагатайского района Республики Бурятия.

Это важное культурное событие широко освещалось в СМИ: агенствами ИТАР-ТАСС, Интерфакс, телекомпанией CNN, радио «Эхо России», в газете «Культура», аналитическом еженедельнике «Власть» издательского дома «Коммерсантъ», иллюстрированном каталоге ЮНЕСКО «Шедевры культурного наследия человечества».

Ценность семейских как исторического культурного феномена и роли их в сохранении того духовного опыта, который фактически утрачен у других групп русского народа, трудно переоценить.

Примерно 200 тысяч семейских более 230 лет живут в Забайкалье. Кто они, почему оказались в Забайкалье и почему их так называют? Во второй половине XVII века произошли коренные, необратимые изменения, перевернувшие жизнь сотен тысяч русских людей. В 1653-1660гг. произошел так называемый раскол в результате церковной реформы, когда было официально принято «нововведение» патриарха Никона. Староверы, старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, старых молитв и обрядов. За это они были подвергнуты жестоким репрессиям: горели костры, рубились головы, ссылались на каторгу, сажались в тюрьмы. Многие старообрядцы бежали на Дон, Волгу, Урал, за границу – в Польшу. Большую часть беженцев составили выходцы из Московской, Тульской, Орловской, Калужской и Рязанской губерний. Во второй половине XVIII века по решению Екатерины II состоялся насильственный массовый выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии и Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли. Старообрядцы селились целыми семьями. Поэтому их стали называть «семейскими». Благодаря исключительному трудолюбию семейских, скоро выросли добротные селения.

Но и в советское время старообрядцев ждали новые испытания: сталинские репрессии, раскулачивания и разрушения хозяйств, церквей, уничтожение икон и церковной литературы, выселение за пределы Забайкалья. Все это привело к резкому упадку их традиционной культуры. Постоянной опорой в нелегкой судьбе людей, вечно гонимых официальной церковью и государством, служила духовная культура. Живая среди иноверцев, вдали от России, ревностно охраняя свой жизненный уклад и культуру, семейские сумели сохранить старинные обычаи, обряды, старинные одежды, которую носили вплоть до шестидесятых годов XX века, многие элементы культуры Московской допетровской Руси. Семейские Забайкалья прочно вросли корнями в сибирскую землю и обрели здесь вторую Родину. Старинные села такие, как Тарбагатай, можно сразу узнать из тысячи других: длинные, в несколько километров улицы; величественные, украшенные резными наличниками и карнизами, дома; высокие ворота, через которые не заглянет любопытный глаз; устремленные высоко в небо журавли колодцев. Все это дает неизгладимое представление о своеобразии и самобытности культуры семейских. Глубина их культурного наследия уходит своими корнями в русское средневековье, а возможно и глубже, ибо в культуре семейских ученые находят представления, берущие свое начало в славянском язычестве.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Описание практического опыта в Зимовниковском районе
На юге Русской равнины привольно раскинулся край Тихого Дона. Широко и спокойно в просторах необозримых степей течет Дон. Недаром зовется он Тихий. И все его дети-реки степные, стремясь подражать степному богатырю, тихо вливают воды свои ...

Мировоззрение российского общества
Экспансия Московского государства привела к ликвидации последнего очага древнерусской цивилизации – новгородской субкультуры, конвергентной и внутренне открытой для диалога с Западом. Культура Московского царства внешне, казалось, была о ...

Философские основы массовой культуры
Одной из старейших философских школ прошлых веков была греческая школа — киренаиков, основанная в V веке до н.э. другом Сократа — Аристипом. Это школа создала этическое учение — гедонизм. Гедонисты утверждают, что чувство наслаждения явля ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация