Объекты нематериального наследия как неотъемлемая составляющая музейной традиции

Культура и искусство » Нематериальное наследие России » Объекты нематериального наследия как неотъемлемая составляющая музейной традиции

Страница 3

Атеистическое советское воспитание отказывало сакральному, то есть священному в праве на существование. Это и накладывало на наше мировоззрение весьма специфический отпечаток, изложенный в приведённом высказывании. Однако то, что люди «были не в состоянии понять или объяснить» вовсе не обязательно священно. Напротив, манипулируя представлениями о священном, они объясняли и пытались понять нечто.

Традиционное мировоззрение, по убеждению многих современных исследователей, будучи ненаучным в современном понимании, обладает по сравнению с нынешним рядом преимуществ: оно более экологично, оно ставит человека на другое место в структуре Мироздания и пр.

Сохраняется и выражается это мировоззрение в первую очередь посредством культурной традиции, в объектах духовного наследия. И сохранение их без этой принципиально важной составляющей, бессмысленно.

Это показывает нам направление, в котором нужно искать, что именно мы сохраняем, говоря об объектах нематериального культурного наследия. Показывает необходимость понимания их сущностного, глубинного содержания.

Конечно, можно было бы ограничиться сугубо «механистическим» подходом, пытаться объяснить необходимость их сохранения и сущность сугубо утилитарными методами. Но музей – не только научное учреждение, где хранятся, изучаются и доступны для обозрения некие предметы прошлого. В идеале музей, имеющий дело с объектами нематериального культурного наследия, призван передавать саму атмосферу, делавшую возможной бытование этих объектов. Вот почему выше говорилось о том, что, возможно, возникнет необходимость появления нового типа музеев.

Для оценки общественного значения музейных объектов нематериального наследия есть смысл подвести кое-какие итоги сказанному в предыдущем тексте.

Уже сам факт включения в сферу интересов музеев и музееведения волей-неволей заставляет переосмыслить некоторые устоявшиеся представления. На мой взгляд, именно этот процесс может определить будущее и собственно музейного дела, и музееведения на весьма значительный период.

В предыдущем тексте было высказано предположение, что объекты нематериального наследия в широком смысле слова являются неотъемлемым элементом феномена музея, возможно, делая его музеем как таковым.

Музеи как социальное явление можно рассматривать в качестве такого общественного института, который в условиях десакрализации общества занимает нишу культового объекта, замещая те мало осознаваемые социумом и большинство его отдельных представителей устремления к священному, которые связаны с реликтами архаического миропонимания.

Соответственно, это ставит нематериальное культурное наследие в весьма специфические отношения с музеем, поскольку он сам становится объектом сохранения для самого себя.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Челябинские парки
Челябинские парки можно разделить на три группы. В первой те парки, куда уже пришли большие деньги - всерьез и надолго. Во второй - парки, поддерживающие прежний, унаследованный от советских времен уровень цен и развлечений. Наконец, трет ...

Подъем материальной и духовной культуры
В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда (ок. 287–212 до н.э.). Он создал понятие бесконечно ...

Критика религии в истории мировой культуры
Если исходить из общеизвестной марксистско-ленинской форму­лы, что «религия есть опиум народа» и даже «род духовной сивухи», то роль религии в истории мировой культуры следовало бы признать не только лишенной созидательного начала, но и о ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация