Интересно отметить, что пишут они от себя, а не к себе, как это делают, например, хохломские мастера декоративной росписи.
Постепенно из петриковских крестьян выделилась группа полупрофессиональных мастеров, которые расписывало не только интерьеры домов, а и сундуки, народные музыкальные инструменты, сани, веялки, а в начале XX столетии начали делать бумажные малевки.
Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.
Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.
Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.
Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту.
Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю Петриковскую “чепурушку” – Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение “Петриковка” и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.
Еще по теме:
Показы мод
Мода и кутюрье живут в другом времени, намного опережающем настоящее. Так в сентябре и октябре происходят показы весенней коллекции, а в феврале и марте - зимней. Столицы моды в установленные сроки представляют по порядку свои «недели мод ...
Музей им. В.И. Сурикова
Было бы не правильно не рассказать в своей работе про музей им. Сурикова, наверно самый значимый в культурной жизни города Красноярска.
В конце прошлого века одно из зданий дореволюционной постройки (Гадаловский особняк на углу ул. Париж ...
Переоценка модернизма в период постмодерна
Жан Лиотар (1924– 1998) после опубликования им книги «Состояние постмодерна» (1979, русское издание 1998 г.) стал многими характеризоваться как основатель постмодернизма. Например, «Жан– Франсуа Лиотар – французский эстетик– постфрейдист, ...