Парфенон

Культура и искусство » Образ бога в творчестве Фидия » Парфенон

Страница 1

Западную половину храма занимал зал с четырьмя ионическими колоннами- комната для девушек, где юные афинянки ткали священную одежду, которую жители города приносили в дар своей богине. Там же хранилась казна Афинского морского союза и государственный архив. Это помещение называли "Парфенон" от греческого слова "парфенос"- "дева".

С IV века до н.э. название "Парфенон" стало относиться ко всему храму.

С легендами о жизни и подвигах богини Афины, покровительнице города, связанны скульптурные украшения Парфенона, созданные Фидием совместно с его учениками. Еще в процессе строительства храма, в 447-443 годах до н.э., были исполнены 92 метопы, а в 442-438 годах до н.э.- лента ионического фриза, проходящая за колоннами вокруг всего здания. В 432 году до н.э. мастера завершили работу над композициями фронтов.

Скульптурный ансамбль Парфенона - одно из величайших творений мирового искусства.

На восточном фронте мастер запечатлел сцену рождения богини из головы громовержца Зевса. Тема западного фронта - спор Афины и Посейдона за господство над Аттикой. Афину считали покровительницей Аттики, она дала городу свое имя.

На метопах восточного фриза скульптор представил изображение борьбы богов и гигантов, северного - разрушение Трои, западного - битву афинских героев с амазонками, южного - схватку греков с кентаврами. Все эти сюжеты связанны с мифами об Афине, вдохновлявшей героев на подвиги. Но Фидий переосмыслил старинные предания и выразил в них настроения своей эпохи. Легендарные сражения воспринимаются как своеобразные параллели торжества греков над пришедшими с востока варварами - персами. Наконец как финал этой грандиозной симфонии выступает процессия афинских граждан, которую Фидий изобразил на фризе Парфенона.

Разумеется, что Фидий сам не мог собственноручно выполнить все скульптуры и рельефные украшения Парфенона. Предполагают, что великий скульптор создал общую композицию скульптурного ансамбля Парфенона. Он, видимо, сделал рисунки, по которым мастера высекали изображения на метопах. Вероятно, его руке могли принадлежать глиняные модели, послужившие образом для рельефного фриза и статуй фронтов. Некоторые из них, как думают исследователи, исполнил в мраморе сам Фидий, другие создавались под его наблюдением. Может быть, Фидий принимал участие в окончательной отделке мраморов. Как бы то ни было, украшения Парфенона- это гениальное творения Фидия.

Их судьба связанна с трагической историей Парфенона. В первые столетия средневековья храм был превращен в христианскую церковь, в центре восточного фронта прорубили окно, уничтожив значительную часть статуй. Тогда же были сбиты скульптуры метоп на восточной, западной и северной сторонах храма. В средние века Грецию захватили турки, и в 1687 году при осаде Акрополя венецианцами снаряд попал, а Парфенон, который турки использовали как пороховой склад. Взрыв уничтожил крышу здания, часть его колоннады, внутренние помещения, среднюю часть метоп на южной стороне храма. Захватив акрополь, венецианцы попытались снять центральную группу западного фронта и разбили ее, а в начале XIX века почти все оставшиеся статуи восточного и западного фронтов, метопы и большинство плит увезли англичане.

В древности на фронтах Парфенона было около пятидесяти статуй до наших дней дошли в обломках только одиннадцать. В скульптурах фронтов Парфенона в полной мере сказался многогранный талант Фидия, в лице которого великая эпоха в истории Афин нашла достойного художника-мыслителя. В своем искусстве Фидий не дает непосредственного изображения событий реальной жизни, но его образы несут в себе ясность духа и нравственную силу, которые говорят о способности человека преодолевать жизненные противоречия и достигнуть совершенства. Возвышенная красота и глубокая человечность богов, созданных резцом скульптора, делали их близкими и понятными его современникам. Фидий воплотил в мраморе эстетическую программу Перикла, смысл которой выражен в словах, сохраненных историком Фукидидом: "мы любим красоту, состоящую в простоте, и мудрость без изнеженности". Творения Фидия воспитывали общественное сознание граждан в той же мере, что и трагический театр.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Эпоха "Домостроя" - эпоха перелома
Во всех без исключения сферах жизни русского государства в XVI веке происходили резкие перемены. Складывался новый для страны тип рационализма: система иерархии, игнорирующая традицию и природные права, зиждущаяся исключительно на политич ...

Критерии оценки брачного партнера или партнерши
Открывавшиеся перед дворянкой от рождения определенные жизненные перспективы, связанные, в частности, с возможностью получения институтского образования и последующего выхода замуж за представителя одного из дворянских родов, более или м ...

Работа над ритмической чёткостью
Краснощёков «умение петь вместе, ритмически чётко одновремино произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения – является важнейшим качеством хоров ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация