Парфенон

Культура и искусство » Образ бога в творчестве Фидия » Парфенон

Страница 2

С искусством греческой трагедии сближает скульптурные украшения Парфенона вера во всемогущество человека, которой проникнуты сцены на метопах, изображающих схватку греков с кентаврами. Сохранилось семнадцать таких плит выполненные в технике высокого рельефа. Одним из величайших созданий Фидия справедливо считается рельефный фриз Парфенона, который проходит вокруг всего здания. На мраморной ленте длиной 160 метров и высотой чуть более 1 метра изображено торжественное шествие на акрополь панафинейской процессии. Процессия проходит перед зрителем. Чтобы подчеркнуть ее единство, скульптор пользуется условным приемом исокефалии (равноголовия). Рельеф удивляет неистощимой фантазией в передаче движения: на фризе запечатлены 365 фигур людей и 227 животных, однако ни одна фигура в точности не повторяется.

Фидий перенес на стены храма событие реальной жизни Афин. Явление небывалое в истории греческого зодчества. Фриз Парфенона - своеобразный гимн афинскому народу, созданный его гениальным художником.

Жизнь Фидия кончилась трагически. Великий скульптор был заключен в тюрьму и умер там в 431 году до н.э., не дождавшись оправдания.

"Но самое тяжкое обвинение, подтверждаемое, однако, большинством свидетелей, приблизительно такое. Скульптор Фидий подрядился изготовить статую. Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, то у него было много личных врагов и завистников; а другие хотели на нем испытать настроение народа - как поступит народ в случае суда над Периклом. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сесть на площади в виде молящегося и просить, чтобы ему было дозволено было безнаказанно сделать донос на Фидия и обвинять его. Народ принял донос благосклонно. При разборе этого дела на Народном собрании улик в воровстве не оказалось: по совету Перикла, Фидий с самого начала приделал к статуе золото так и так обложил им, что можно было все его снять и проверить вес, что Перикл и предложил сделать обвинителям. Но над Фидием тяготела зависть к славе его произведений, особенно за то, что вырезая на щите сражение с амазонками, он изобразил и себя самого в виде плешивого старика, поднявшего камень обеими руками; точно так же он поместил и тут и прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой. Рука Перикла, державшая поднятое копье перед лицом, сделанная мастерски, как будто хочет прикрыть сходство, но оно видно со всех сторон.

Итак, Фидий был отведен в тюрьму и там умер от болезни, а по свидетельству некоторых авторов, от яда который дали ему враги Перикла, чтобы повредить тому в общественном мнении"

Древние греки верили в неотвратимость рока. Верили, что дочери Зевса, неумолимые мойры, прядут нить человеческих судеб, постоянно направляя ее ход только одним им известными путями. В их власти возвеличить или уничтожить человека, в их власти и оборвать эту тонкую нить, связывающую человека с жизнью.

Видимо, чем-то не угодил Фидий божественным прядильщицам судеб, потому что, благосклонные к нему вначале, возводя его на вершину славы, они вдруг круто повернули ход его жизни, низвергнув в пучину людских страданий.

Убедительная естественность Фидиевских образов не исключает величавого и спокойного благородства. Римский писатель Квинтилиан утверждал, что своими культовыми статуями Фидий "освященной преданиями религии придал новое духовное содержание"

Он умел одухотворить все, все наделить жизненной силой и воспламенить искрой своего великого гения. Фидий подчинял себе любой материал. И в мраморе, и в бронзе, и в гигантских деревянных фигурах, выложенных золотом, самоцветами и слоновой костью, он умел найти и открыть человека.

Велик он и сейчас, и слава его ни когда не померкнет и его статуи живут! Оратор Демосфен утверждал: "Они так хороши и так многочисленны, что ни для кого из следующих поколений не осталось возможности их превзойти". И в маленьких изваяниях, и в грандиозных творениях был пламень жизни, и искры этого пламени долетели и до нашего времени.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Взгляды Н.Я. Данилевского
Во многих отношениях антиподом европеиста и вселенского гуманиста Чаадаева был его младший современник Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885) – публицист, социолог и естествоиспытатель, один из многих русских умов, предвосхитивших ор ...

Предпосылки появления проблемы сохранения и использования нематериальных объектов наследия
На деле музеи уже не первый год и даже не первое десятилетие сохраняют объекты нематериальной культуры (по крайней мере, некоторые из них – преимущественно те, которые связаны с фольклором, производственным процессами, отчасти с традицион ...

Одежда и обувь
Традиционные хозяйственные занятия народности и географические условия определяли типы одежды и обуви, их покрой и используемый материал. В момент прихода русских на Камчатку основным материалом для пошива одежды служили шкуры оленей, со ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация