Парфенон

Культура и искусство » Образ бога в творчестве Фидия » Парфенон

Страница 2

С искусством греческой трагедии сближает скульптурные украшения Парфенона вера во всемогущество человека, которой проникнуты сцены на метопах, изображающих схватку греков с кентаврами. Сохранилось семнадцать таких плит выполненные в технике высокого рельефа. Одним из величайших созданий Фидия справедливо считается рельефный фриз Парфенона, который проходит вокруг всего здания. На мраморной ленте длиной 160 метров и высотой чуть более 1 метра изображено торжественное шествие на акрополь панафинейской процессии. Процессия проходит перед зрителем. Чтобы подчеркнуть ее единство, скульптор пользуется условным приемом исокефалии (равноголовия). Рельеф удивляет неистощимой фантазией в передаче движения: на фризе запечатлены 365 фигур людей и 227 животных, однако ни одна фигура в точности не повторяется.

Фидий перенес на стены храма событие реальной жизни Афин. Явление небывалое в истории греческого зодчества. Фриз Парфенона - своеобразный гимн афинскому народу, созданный его гениальным художником.

Жизнь Фидия кончилась трагически. Великий скульптор был заключен в тюрьму и умер там в 431 году до н.э., не дождавшись оправдания.

"Но самое тяжкое обвинение, подтверждаемое, однако, большинством свидетелей, приблизительно такое. Скульптор Фидий подрядился изготовить статую. Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, то у него было много личных врагов и завистников; а другие хотели на нем испытать настроение народа - как поступит народ в случае суда над Периклом. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сесть на площади в виде молящегося и просить, чтобы ему было дозволено было безнаказанно сделать донос на Фидия и обвинять его. Народ принял донос благосклонно. При разборе этого дела на Народном собрании улик в воровстве не оказалось: по совету Перикла, Фидий с самого начала приделал к статуе золото так и так обложил им, что можно было все его снять и проверить вес, что Перикл и предложил сделать обвинителям. Но над Фидием тяготела зависть к славе его произведений, особенно за то, что вырезая на щите сражение с амазонками, он изобразил и себя самого в виде плешивого старика, поднявшего камень обеими руками; точно так же он поместил и тут и прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой. Рука Перикла, державшая поднятое копье перед лицом, сделанная мастерски, как будто хочет прикрыть сходство, но оно видно со всех сторон.

Итак, Фидий был отведен в тюрьму и там умер от болезни, а по свидетельству некоторых авторов, от яда который дали ему враги Перикла, чтобы повредить тому в общественном мнении"

Древние греки верили в неотвратимость рока. Верили, что дочери Зевса, неумолимые мойры, прядут нить человеческих судеб, постоянно направляя ее ход только одним им известными путями. В их власти возвеличить или уничтожить человека, в их власти и оборвать эту тонкую нить, связывающую человека с жизнью.

Видимо, чем-то не угодил Фидий божественным прядильщицам судеб, потому что, благосклонные к нему вначале, возводя его на вершину славы, они вдруг круто повернули ход его жизни, низвергнув в пучину людских страданий.

Убедительная естественность Фидиевских образов не исключает величавого и спокойного благородства. Римский писатель Квинтилиан утверждал, что своими культовыми статуями Фидий "освященной преданиями религии придал новое духовное содержание"

Он умел одухотворить все, все наделить жизненной силой и воспламенить искрой своего великого гения. Фидий подчинял себе любой материал. И в мраморе, и в бронзе, и в гигантских деревянных фигурах, выложенных золотом, самоцветами и слоновой костью, он умел найти и открыть человека.

Велик он и сейчас, и слава его ни когда не померкнет и его статуи живут! Оратор Демосфен утверждал: "Они так хороши и так многочисленны, что ни для кого из следующих поколений не осталось возможности их превзойти". И в маленьких изваяниях, и в грандиозных творениях был пламень жизни, и искры этого пламени долетели и до нашего времени.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Историко-литературный музей Н. В. Станкевича
Открыт 8 мая 1990 г. в с. Мухоудеровка Алексеевского района. Здание музея является реконструкцией деревянного строения земской школы в с. Удеровка, которая была открыта в 1908 г. согласно завещанию Януария Михайловича Неверова, передавше ...

Источники формирования образа Богородицы в иконографии
За десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографий. Богородичные иконы христоцентричны по определению, так как через рождение Христа Мария становится Бо ...

Объект нематериального наследия как музейный предмет
Прежде чем пытаться анализировать место объектов нематериального наследия в музейном деле (и, соответственно, в музееведении), нужно определить их как собственно музейный предмет. Если под музейным предметом понимать «включенный в музейн ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация