К бронзовому веку относятся наскальные изображения в Бохуслене (схематичные фигуры божеств, сцены охоты, битв, походов), орнаментированное оружие и утварь, к железному веку (с 6 в. до н. э.) и к 1-му тыс. н. э. – каменные стелы, богатейший плетёный орнамент «звериного стиля» на металле и резном дереве, изображения людей и животных, к «эпохе викингов» (кон. 8 – середина 11 вв.) – также каркасные постройки, повествовательные сцены на стелах. В 11–12 вв. строились грузные каменные церкви романского стиля (в Сигтуне, Старой Упсале, Лунде), в 13–15 вв. – готические храмы со стройными башнями (церковь Сторчюрка в Стокгольме, собор в Упсале), в 16 в. – замки (Грипсхольм, Вадстена, Кальмар) с чертами архитектуры Возрождения. В средние века выросли города с мелкой сетью узких улиц; развивались декоративная живопись и скульптура, книжная миниатюра. В 17 в. в духе барокко и классицизма строились городские дворцы и загородные резиденции с парками (арх. Ж. де Ла Балле, Н. Тессин Старший, Н. Тессин Младший); наряду с немецкими, французскими, нидерландскими художниками работали шведские мастера (И. Сильвиус, Д. Эренстраль). В 18 в. развиваются архитектура (К.Ф. Аделькранц) и скульптура (Ю.Т. Сергель) классицизма, бытовой жанр как в галантном духе рококо (Н. Лафренсен), так и в буржуазно-нравоучительном духе (П. Хиллестрём); блестящего расцвета достиг реалистический портрет (А. Рослин, К.Г. Пило, пастелист Г. Лундберг, миниатюрист П.А. Халль). Новые городские районы получали регулярную планировку. В 19 в. классицизм в архитектуре сменяется тяжеловесной эклектикой. В изобразительном искусстве 1-й половины 19 в. совершается поворот к романтизму, растет интерес к прошлому страны, к её природе и людям (живописцы Н. Бломмер, Э. Лундгрен, М. Ларсон, скульптор Ю.П. Мулин). Развитие реализма во 2-й половине 19 – начале 20 вв. достигло вершины в жизнеутверждающих портретах и жанровых композициях А. Цорна, в психологических портретах Э. Юсефсона, в бытовых сценах К. Вильхельмсона и К. Ларсона, в пейзажах принца Евгения, в анималистических картинах Б. Лильефорса. Развивалась и официальная историческая живопись (Г. Сёдерстрём). В 20 в. начались поиски новых путей в архитектуре, связанные с национально-романтическими устремлениями (Ф. Буберг, К. Бергстен); на их основе формировались неоклассические направления (арх. Р. Эстберг, И. Тенгбом) и школа современной архитектуры, сочетающая принципы функционализма с чертами, близкими органической архитектуре (Г. Асплунд, С. Маркелиус, С. Бакстрём). Значителен вклад шведских архитекторов в разработку города-спутника (Веллингбю, Фарста близ Стокгольма, с развитой системой торгово-общественных центров), жилых районов с рациональной комплексной застройкой (микрорайоны в Стокгольме, Гётеборге, Мальмё), типов башенного жилого дома. В скульптуре 20 в. выделяются монументально-декоративные работы К. Миллеса, Б. Юрта, Б. Марклунда, сочетающие реализм изображения народной жизни с романтической символикой и фантастикой. В живописи значительны композиции С. Деркерт, Э. Юлина, А. Амелина, посвященные важным социальным темам, красочные картины И. Агели, И. Грюневальда, В. Нильсон, Л. Энгстрёма, С. Хальстрёма, зачастую символического характера. Техническая виртуозность, острота наблюдений отличают графические работы Ф. фон Шанца, К. Ду, Л. Линдеберга.
Еще по теме:
Методы культурологических исследований
· Эволюционный метод
· Структурно-функциональный метод
· Диффузионизм и символический интеракционизм
· Диффузионизм
· Символический интеракционизм
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, функции культуры, культурогенез ...
Греческая и римская культура - сходства и различия
Обе культуры - это полисные культуры , они формировались на базе античной гражданской общины. Общие черты общества и культуры : Греческая : Агонистичность (состязательность); коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) - выдвижение человека ...
Премии в области литературы
Исторически литературное творчество получило свое развитие задолго до возникновения письменности, существуя в виде устно-поэтического творчества, например, сказаний, легенд, передававшихся от сказителя к слушателю в качестве информации, им ...