Живопись

Культура и искусство » Культурное развитие России в период становления и упрочения единого национального государства » Живопись

XV в. называют «золотым веком русской средневековой живописи». К этому периоду относится творчество византийского мастера Феофана Грека. первоначально он работал в Новгороде, где расписал церковь Спаса Преображения. Грек – гениальный колорист, свободно владеющий техникой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание чистых, неярких красок художника создают впечатление цельности и законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошедшие до нас фресковые росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

Крупнейшим живописцем XVI в. был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле. Живописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций тела, утонченность в отделке каждой иконы, фрески.

Вместе с тем в XVI в. в живописи начинается поворот к более приземленным темам, бытовым потребностям. Все чаще в композициях присутствуют реалии русской жизни. в иконах изображение человека становится более естественным, лишенным прежней канонической условности.

Живопись становится все больше делом государственным. Церковь после Стоглавого собора 1551 г. усиливает надзор за иконописцами. Икона «Церковь воинствующая» (середина XVI в.) в аллегорической форме воспевает взятие Казани, русское воинство, молодого самодержца. Росписи Золотой палаты в Кремле (1547–1552 гг.) посвящены историческим событиям. Например, фрески Грановитой палаты, рассказывая об Иосифе Прекрасном, повествуют о возвышении Бориса Годунова. В конце XVI в. получают известность иконы «строгановского письма». Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью. В этой манере работали московские мастера Прокопий Чирин, Истома Савин и другие «царские иконописцы». Они нередко исполняли иконы по заказам именитых людей Строгановых. На них же работали и собственные мастера из их бывших холопов в Сольвы-чегодске.

Еще по теме:

Шебекинский историко-художественный музей
Открыт в 1986 г. Художественная коллекция музея представлена подлинными картинами отечественных художников: И. Е. Репина, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др. В историческом собрании музея наиболее интересными являются археологическая, этн ...

Образ Ареса в живописи и скульптуре
Арес, Арей (Аρης) – неистовый бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны. Воплощение разрушения. Ему всё равно, на чьей стороне сражаться, лишь бы раздавался лязг мечей, и лилась кровь. Древний миф об Аресе свидетел ...

Классицизм: понятие, история развития и роль в мировой культуре
Науки смертных просвещают, Питают, облегчают труд; Художества их украшают И к вечной славе их ведут. Г.Р. Державин «Любителю художеств» Классицизм (от лат. classicus — образцовый) сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он пр ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация