XV в. называют «золотым веком русской средневековой живописи». К этому периоду относится творчество византийского мастера Феофана Грека. первоначально он работал в Новгороде, где расписал церковь Спаса Преображения. Грек – гениальный колорист, свободно владеющий техникой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание чистых, неярких красок художника создают впечатление цельности и законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошедшие до нас фресковые росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде.
Крупнейшим живописцем XVI в. был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле. Живописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций тела, утонченность в отделке каждой иконы, фрески.
Вместе с тем в XVI в. в живописи начинается поворот к более приземленным темам, бытовым потребностям. Все чаще в композициях присутствуют реалии русской жизни. в иконах изображение человека становится более естественным, лишенным прежней канонической условности.
Живопись становится все больше делом государственным. Церковь после Стоглавого собора 1551 г. усиливает надзор за иконописцами. Икона «Церковь воинствующая» (середина XVI в.) в аллегорической форме воспевает взятие Казани, русское воинство, молодого самодержца. Росписи Золотой палаты в Кремле (1547–1552 гг.) посвящены историческим событиям. Например, фрески Грановитой палаты, рассказывая об Иосифе Прекрасном, повествуют о возвышении Бориса Годунова. В конце XVI в. получают известность иконы «строгановского письма». Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью. В этой манере работали московские мастера Прокопий Чирин, Истома Савин и другие «царские иконописцы». Они нередко исполняли иконы по заказам именитых людей Строгановых. На них же работали и собственные мастера из их бывших холопов в Сольвы-чегодске.
Еще по теме:
Философия пустоты
Минимализм есть поиск абсолютной формы, движение к совершенству, выраженные простотой линий, аскетизмом цветового решения, однако его сдержанность, лаконичность полны внутренней энергии. Благодаря этому дом становится не консервативной кр ...
Негативные тенденции в любительском движении
Любительское движение включает многие общественно важные функции, такие как: рекреация, общение, воспитание и развитие личности, художественное и техническое творчество, пионерные начинания, энтузиазм и новаторство. Основными чертами люб ...
Источники формирования образа Богородицы в иконографии
За десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографий. Богородичные иконы христоцентричны по определению, так как через рождение Христа Мария становится Бо ...