Возрастание роли культурологии в исследовании социальных и духовных процессов современности

Культура и искусство » Культурология как научная дисциплина » Возрастание роли культурологии в исследовании социальных и духовных процессов современности

Страница 1

Современная культурология формируется, выходя из-под родительской опеки философии, обретает собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно, прежде всего культуролог имеет дело с результатами культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества - например, музыка, произведения живописи), но его задача идти глубже - к усвоению духа культуры (менталитета, культурной парадигмы), независимо от того, какой теоретической позиции он придерживается. В данном случае обнаруживается второй - коммуникативный - слой культуры, это уровень общения, институтов образования и воспитания. И, наконец, сама основа культуры, ее ядро, ее архетип - структура культуротворческой деятельности. Разные исследователи идентифицируют ее по-разному: с языком, психологическим складом нации и способом сакрализации, примятой системой символики и т.п. Во всех этих случаях неизменным остается пафос культурологического поиска - целостность, интеграционная основа общества, рассмотрение истории как пересечения творческого самовыражения "эго" и развития культурной традиции в духовном пространстве этноса.

Предмет, задачи и программы культурологических исследований требует вовлечения в научный оборот обширного, разностороннего материала из всех областей и сфер социального творчества, однако главным полем исследования в этой синтетической области знания должен стать образ мысли, образ жизни, образ деятельности "рядовых" субъектов истории. Палео-психологическая реконструкция - наряду с дешифровкой знаковых систем, т.е. семиотическим анализом, - поэтому есть и метод, и содержание культурологии как теоретической дисциплины, не сводимой к иллюстративности и описательству и предполагающей строго концептуальный тип формулирования, постановки и решения своих проблем.

Прежде всего нужно отметить, что культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования и связь с ней воплощает философией культуры. Как бы ни рассматривалась сама философия (сциентистски или мировоззренчески), философия культуры является методологией культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной трактовки природы культуры.

Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материал. То есть в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого среднего уровня, основанных на исторической фактологии. А философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

Такой подход характерен и для истории культуры. Ее факты и ценности дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития. Культурология изучает историческое поле фактов культуры, включая как прошлое, так и настоящее. Процессы культурно-исторического развития интересуют эту науку в той мере, в какой это позволяет понять и объяснить современную культуру.

Можно выделит несколько факторов возрастания роли культурологии в социальных и духовных исследованиях современности.

а) осознанием спекулятивности классической "философии культуры", ее неспособности в полной мере осмыслить богатый эмпирический (этнографический) материал, потребностью выработки такого понимания культуры, которое может надежно связать теоретические представления о ней и практическое ее воплощение во всех сферах человеческой жизнедеятельности;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Функции культуры в обществе
Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу. Адаптационная функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Термин адаптация означает приспособление. Животные и растени ...

Магия танца И.А. Моисеева
Магия танца – это открывание двери через музыку и движение в огромный мир, это набор тех системных движений, которые в отдельности или по совокупности, дают что-то определенное. Со второго десятилетия XX в. заметна тенденция приобщения т ...

Самые необычные музейные коллекции мира
Туристичский портал Travel for Life определил самые необычные музейные коллекции мира. Музей растворимой лапши Йокогама, Япония В этом музее перед посетителями оживает история растворимой лапши, начиная с самых ранних времен. Обширная к ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация