Изобразительное искусство

Культура и искусство » Литература и искусство в конце XIX – начале XX вв » Изобразительное искусство

Страница 2

ощущение света и воздушной среды. Моне нередко писал один и тот же вид в разное время суток. Таковы его серии «Стога сена» и «Руанский собор». Беглыми, как будто небрежными мазками Моне создавал впечатление колышущегося от ветерка поля или полной движения улицы Парижа. Он мог запечатлеть и знойное марево летнего дня, и влажный снег мягкой французской зимы.

Жизнерадостное и ясное восприятие мира, присущее в целом всему импрессионизму, отчетливо проявилось в творчестве одного из главных мастеров этого течения Огюста Ренуара (1841-1919), который был прозван «певцом счастья». Его искусство радостно и лучезарно. Пейзажная живопись мало увлекала Ренуара, в центре внимания живописца стоял человек. Художник оставил нам много портретов, главным образом, женских. В них нет психологической углубленности, но всегда тонко уловлено внешнее сходство. В одном из лучших своих произведений «Бал в саду Мулен де ла Галет» Ренуар дал широкую панораму подвижной многолюдной массы, озаренной неровными бликами света, еще более усиливающего впечатление непрестанного движения людей. Высоким мастерством отмечены созданные Ренуаром жанровые сцены, натюрморты с изображением цветов

Образ человека привлекал внимание Эдгарда Дега (1834—1917). Он также входил в группу импрессионистов. Но, в отличие от героев Ренуара, людям на полотнах Дега знакома тяжесть изнурительного труда, им ведома опустошающая проза жизни города. Главным средством характеристик своих персонажей Дега выбирает движение. Отличный рисовальщик, он метко схватывает профессиональный жест гладильщицы или прачки, позу балерины, посадку жокея на скачках. Его произведения кажутся случайно выхваченными из жизни картинками, однако их композиции всегда строго продуманы. Дега был тонким колористом, блестяще владевшим как масляной живописью, так и техникой нежной пастели.

Одна из лучших картин выдающегося представителя импрессионизма Кашля Писарро (1830-1903) - «Бульвар Монмартр в Париже». На ней запечатлен один из центральных участков Больших бульваров французской столицы - бульвар Монмартр. Известно, что этот пейзаж написан художником из верхних окон отеля «Россия», расположенного на углу улицы Друо. Зритель видит длинную улицу, столь характерную для Парижа, в день ранней весны. Деревья еще без листьев, только что прошел дождь. Ощущение влажного воздуха замечательно передано художником. Солнце скрыто за облаками, и в первый момент все кажется серебристо-серым. Вглядевшись внимательнее, различаешь множество красочных оттенков и тонких цветовых переходов. Благодаря свободным и быстрым мазкам художнику удалось сохранить верность зрительного наблюдения: передать живое ощущение улицы, заполненной пешеходами и потоком катящихся экипажей, - а это и было определяющим в творческих устремлениях Писарро и других импрессионистов.

Более сложными и противоречивыми, чем у импрессионистов, были творческие поиски в искусстве таких известных художников конца XIX века как Ван Гог, Гоген и Сезанн. Их иногда называют постимпрессионистами. Но этот термин условен, ибо эти художники работали не после, а параллельно с импрессионистами. В отличие от импрессионистов, они не составляли единую группу и каждый из них шел своим собственным путем.

Винсент Ван Гог (1853-1890) - голландец по национальности -неразрывно связан с французской живописной школой. Наблюдая окружающую действительность, полную противоречий, художник в своих картинах выразил тот глубокий трагизм, с которым он воспринимал жизнь. Его произведения были насыщены взволнованными, тревожными образами. Любой портрет, пейзаж или натюрморт у Ван Гога исполнен скрытой драматической силы. Ощущение подавленности и беспокойства выражено в резком звучании красок, в динамизме и трепетности мазков.

Поль Гоген (1848-1903), столь же глубоко разочарованный в новой цивилизации, как и Ван Гог, покидает Европу и много лет проводит на

Полинезийских островах. Природа и жизнь туземных племен, казавшиеся ему полными первозданной чистоты, становятся источником его творческого вдохновения. Его творческой манере присущи обобщенный контурный рисунок, условная упрощенность изображения и яркая звучность отдельных красочных пятен.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

К. Коровин
Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, учившийся с Левитаном у Саврасова, а потом у Поленова, К.А. Коровин (1861 - 1939) является наиболее ярким представителем русского импрессионизма. В таких произведениях, как пейза ...

Культурологическая мысль П.Я.Чаадаева
Яркой и противоречивой фигурой в этом списке является друг А. С. Пушкина, мыслитель и публицист Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856). Дворянин по происхождению, офицер лейбгвардии, участник Бородинского сражения и заграничных походов русс ...

Культурология в системе гуманитарных наук и ее значение в процессе гуманитаризации высшей школы
Повсеместный интерес к культурологической проблематике с одной стороны, интенсифицирует научный поиск в этой области; с другой, делает неясными, расплывчатые очертания, самого предмета исследования. Как правило, культурологию определяют ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация