Теория массовой культуры как культуры массового общества

Культура и искусство » Массовая культура и массовая коммуникация » Теория массовой культуры как культуры массового общества

Страница 3

Эра масс-медиа и электронной информации радикально меняет как среду обитания человека, так и его самого. Новые СМИ и ЭВМ устраняют все национальные границы и связывают в единую сеть самые далекие уголки. [6, с.79]

Другая важная функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Эта культура складывается не только на основе таких развлекательных жанров, как эстрада, комедия, детектив, зрелищный спорт. Ее наиболее существенный механизм составляет постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах обеспечивающей постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовой культуры заключается уже в том, что она отделена от потребления в самом широком смысле этого слова и от самого образа жизни. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, образование, работа – все попадает к человеку через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными.

Наиболее характерной особенностью массовой культуры, обеспечивающей охват широкой срединной части современного общества, затрагивая и состоятельную элиту, и маргинальные слои общества, является всеобщность и универсальность.

Для формирования «срединного» человека массовая культура использует следующие механизмы.

Наиболее показательными являются: создание упрощенно-стандартной «версии жизни», сводящей социальное зло к чисто психологическим и моральным факторам, и отказ от рационального начала, манипулирования человеческой психикой, эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы (чувств одиночества, вины стыда, враждебности, инстинктов пола, страха, самосохранения и т.д.).

Происходит слияние эскейпистских и идеологических функций (приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез сочетается с пропагандой господствующего образа жизни).

Насаждается дух конформизма, концентрированным выражением которого является та область массовой культуры, которая направлена на поддержание мифа «потребительского общества» – мифа личностного успеха. Мифологизация сознания и культивирование идолопоклонства – одни из самых эффективных и распространенных механизмов функционирования массовой культуры.

Кроме того, наряду с разобщением, и даже противопоставлением трудовой и духовной деятельности, в сознании человека утверждается тождественность духовных и материальных ценностей. Предпочтение, в условиях современного общества человек отдает второму.

Известный исследователь феномена массовой культуры А. Кукаркин, выделяет сверхзадачу массовой культуры: «обеспечение программированного поведения составных элементов «массы», внедрение в личностное и общественное мышление стандартно унифицированных систем восприятия. Противопоставление индивида массе, формирование группового самосознания служат целям производства «необходимого и выгодного продукта», в том числе и такого «продукта» как сам человек, наделяемый двумя социальными ролями: специалиста-профессионала и массового потребителя» [4, с.81].

Массовая культура занижает духовный потенциал человека, считая, что необходимо отказаться от попыток его духовного развития. При этом она, как и прежний гуманизм, впадает в крайность, объявляя обычного, «массового» человека безнадежным, неспособным на восприятие высших духовных ценностей.

Таким образом, массовая культура – естественный атрибут массового общества, отвечающий его требованиям и идейным установкам. Результатом функционирования массовой культуры является «массовый», «средний» человек конца XX века, составляющий основу общества потребления.

Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов, играет огромную роль в развитие общественного сознания. От содержания развития массовой коммуникации зависит дальнейшее духовно-общественное развитие народа.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Понятия философия культуры, социология культуры, культурная антропология. История культуры
Философия культуры – система метафизических утверждений о сущности, генезисе и наиболее общих законах культуры, прямо не опирающихся на эмпирические факты. Термин введен немецким романтиком А. Мюллером. Социология культуры –это наука, ра ...

Театр передвижных картинок
Раек переносная, потешная панорама играл роль своеобразной устной газеты. Он вобрал в себя разные зрелищные формы праздничной площади - панораму, выступления зазывал и кукольников, устную рекламу, балаганное представление, оказал воздейст ...

Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом развитии общества
Просвещение — идейное, общественное, культурное и эстетическое движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношен ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация