Теория массовой культуры как культуры массового общества

Культура и искусство » Массовая культура и массовая коммуникация » Теория массовой культуры как культуры массового общества

Страница 2

В XX веке происходит разрыв между сферой производства и расширенной внепроизводственной сферой, что вызвало необходимость появления нового типа человека, основные черты которого были обусловлены целым рядом предпосылок. В организации труда требуется рациональность, самоконтроль, трудолюбие, предусмотрительность. В сфере потребления поощряется принцип нерациональности, бесконечные поиски наслаждений. Растущий уровень жизни и освобождение нравов становятся самоцелью, определяют уровень личной свободы.

Возникновение нового «массового», «срединного» человека, каковым является человек XX века, связывают с завершением формирования индустриального общества и переходом к постиндустриальной цивилизации, функционированием человека в условиях доминирования массовой культуры так называемого «массового общества».

Под массовым обществом понимают общество нового типа, в основе которого лежат массовое потребление и новейшие средства массовой информации, включая телевидение, радио, спутниковую связь, компьютерные сети, прессу и т.д. По выражению одного из идеологов массового общества Эдуарда Шиллза, массовое общество – это новый общественный порядок, общество, вобравшее в себя, несмотря на внутренние конфликты и противоречия, широкие массы населения» [4, с.81]. Важнейшими отличительными чертами общества являются: гражданственность, определяющая равенство всех его членов и высокий уровень демократичности.

Самое суммарное массового общества дал профессор социологии Колумбийского университета Дэниел Белл в статье “Массовая культура и современное общество”. [5, с.23]

Он связывает особенности современного общества с возникновением массового производства и массового потребления. Бурный рост населения, особенно городского, изменили саму структуру ранее разобщенного общества, а развитие массовых средств связи привело впервые в истории к объединению его в единое целое. В широком, социологическом смысле слова, массовость определяет вообще весь духовный климат эпохи, самые различные аспекты современной жизни и сознания людей.

Вся совокупность или система коллективно разделяемых ценностей, этосов (рекомендуемых образцов поведения) и социокультурных регулятивов (язык, религия и т.д.) - есть культура. Доминирующей культурой современного массового общества является так называемая «массовая культура», - совершенно новое явление, порожденное индустриальной и постиндустриальной цивилизацией.

В советской философской традиции массовую культуру было принято рассматривать сугубо критически, как элемент враждебного, реакционного буржуазного общества. Сегодня феномен массовой культуры является объективной реальностью современной российской действительности.

Массовая культура явилась следствием создания средств массовой коммуникации, появления новых способов производства, широкого распространения и потребления культуры. Однако, массовая коммуникация, составляя необходимое условие существования массовой культуры, не исчерпывает ее внутренней природы. Появление и утверждение массовой культуры было обусловлено не только ходом научно-технического прогресса, но и уровнем развития большинства людей отвечая его вкусам и запросам. Она определяется свойствами и качеством, которые должны соответствовать вкусам массового потребителя - слушателя, зрителя, читателя. Причем, при условии господства, массовая культура сама же его порождает.

Функциональность культуры в массовом обществе можно определить по нескольким измерениям. Во-первых, она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зависимости от ситуации, быстрых перемен в характере производства, образе жизни и т.д. Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения, массовая культура утверждает постоянные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требуя от человека усилий на преодоление самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условие постоянного жизнеобеспечения.

Таким образом, первичная функция этой культуры – обеспечить витальность и социализацию человека в условиях усложненной, изменчивой, ненадежной и неустойчивой среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции поведения и деятельности в разнообразной обстановке, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций.

Важную роль различные варианты массовой культуры играют и в реализации массовой коммуникации и распространении информации. Поэтому, аудиовизуальные технологии большей частью рассматриваются как средства массовой информации, хотя их роль намного шире. Способность к быстрому охвату самых широких аудиторий превращает СМИ в важнейший фактор, транслирующий всю систему духовного производства.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Сочетание современного оформления жилища с историческим стилем дизайна и архитектуры
Шведский дизайн обладает тремя качествами: он ярок, полон радости и неистребим. Несомненно путем экспорта своей культурой, что Швеция оказывает наибольшее влияние на мир. От сильного, чистого дизайна чувствительность ее функционализма пер ...

Новый этап в развитии любительского движения
Из вышесказанного возникает объективная необходимость формирования нового этапа в развитии любительско­го движения, главными чертами которого могут стать: создание условий для приоритетного развития качественных сторон любительского движе ...

Философы, которые внесли свой вклад в развитие культурологической мысли XIX – XX веков
В русскую культурологическую мысль XIX – первой половины ХХ в. внесли свой вклад Сергей Николаевич Трубецкой (1862 – 1905), Сергей Николаевич Булгаков (1871 – 1944), Павел Александрович Флоренский (1882 – 1943), предшественник русского ко ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация