От древности до наших дней можно сказать, что Олимпийские игры были не столько спортивным мероприятием, сколько культурным. Игры были мероприятие общегреческого масштаба. Если на первых играх состязались атлеты только двух городов – Элиса и Писы, то вскоре на главные состязания Эллады съезжались со всех уголков не только Балканской Греции, но и Аппенинского п-ва, Сицилии, северного побережья Африки. Греков на Олимпиаду влекло ощущение общегреческого единства, возможность прикоснуться к великой культуре, слышать знакомую речь, восхищаться самим зрелищем. Олимпийские Игры между тем выполняли и важную социализирующую функцию, являлись важным элементом в формировании общегреческой ментальности, полисной идеологии и патриотизма. Нельзя не отметить то, что Игры были формой мирного общения народов, потому что на время проведения состязаний объявлялось «священное перемирие». Запрещались всякие войны и конфликты, нарушение считалось тяжелейшим грехом. Общегуманное значение Игр еще и в том, что они, пережив века забвения и запрета, возродились и стали величайшим спортивным и культурным событием для человечества.
История Игр. Олимпийские Игры называются так по месту своего проведения – священной области Олимпия на Пелопонессе, а не от названия горы Олимп. Посвящены они были верховному богу греческого пантеона Зевсу, проводились в конце июля-начале августа на протяжении 5 дней. Проводились они раз в 4 года. Как известно, первая Игра датируется 776 г. до н.э. Многие связывают ее проведение с именем великого героя Геракла, который учредил их после победы над тем самым царем Авгием, 12 подвиг Геракла. Были и другие мифы, связанные с подвигами мифического Пелопса и даже с мифом о свержении Зевсом своего отца Крона. С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов. С Олимпийских игр 776 г. до н.э. у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.
Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине II в. до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в IV в. до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.
В 394 г. н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство. Вскоре после запрета Олимпийских игр все олимпийские сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 г. н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.
Возрождены игры были только в конце XIX в. В 1894 г. по инициативе общественного деятеля, педагога Пьера де Кубертена в Париже был создан Международный олимпийский комитет, который занялся подготовкой к играм. Возрожденные Игры прошли в Афинах в 1896 г.
Церемония открытия и правила проведения Игр. После того как глашатаи провозгласили во всей Греции «священное перемирие», прекращались все воины и граждане устремлялись в Олимпию на Игры. В первый день судьи и руководители состязаний – элланодики, а также атлеты, приносили жертву Зевсу и другим богам. Атлеты произносили торжественную клятву сражаться честно во славу всемогущих богов и своих родных полисов. Тут же специальный служащий – керикс, положив ладонь на затылок спортсмена, обращался к зрителям. Он спрашивал, известно ли им о каких-либо преступлениях атлета, не было ли в его роду рабов, тренировался ли он. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков. Уличенный в нарушении правил подвергался публичной порке, штрафу и изгонялся со стадиона.
Еще по теме:
Менталитет как глубинная структура культуры
Менталитет (от французского mentalite – мышление, мыслительное содержание), понятие, призванное объединить в себе многообразие смыслов и значений, так или иначе ассоциирующихся с проблемой национально своеобразия культуры. На самом деле п ...
Театр передвижных картинок
Раек переносная, потешная панорама играл роль своеобразной устной газеты. Он вобрал в себя разные зрелищные формы праздничной площади - панораму, выступления зазывал и кукольников, устную рекламу, балаганное представление, оказал воздейст ...
Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологи
В современной науке существует несколько точек зрения на термин «Возрождение». В широком понимании этот термин определяет этнокультурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития национальной культуры. В узком смысле речь ...