Массовые зрелища Древней Греции и Древнего Рима

Культура и искусство » Массовые зрелища Древней Греции и Древнего Рима

Страница 2

Олимпийское правило гласило: «в играх может принимать участие каждый грек, родившийся свободным, не запятнанный злодеянием и проклятием богов». Рабы не допускались даже в качестве зрителей, также как и женщины. После легендарной истории с женщиной Каллипатейрой, проникшей на стадион увидеть триумф сына, возникло правило: все спортсмены, их тренеры и зрители должны быть обнаженными. Название современного слова «гимнастика» происходит от древнегреческого «gymos», то есть «голый», «обнаженный. Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

После объявления правил шла жеребьевка. Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание.

Интересно, что использование допинга во время Олимпийских игр началось с самого дня основания соревнований в 776 г. до н.э. Участники игр принимали галлюциногенные и болеутоляющие экстракты из грибов, различных трав и вина. Атлетам не запрещалось использовать снадобья, которые помогли бы им победить.

Соревнования древности. Спортивные состязания начинались во второй день. Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м). По легенде его на первых Играх отмерил сам Геракл, от него и пошло известное слово «стадион». Бег на стадий был единственных видом состязания первых 13 Игр. Величайшим бегуном античности считался Леонид с Родоса, одержавший 12 побед на 4 Олимпиадах.

Затем число олимпийских дисциплин выросло. На 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия. Атлеты пробегают стадион, поворачивают вокруг столба и возвращаются назад к старту. Позже появился также долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев. Был также и бег в тяжелом вооружении гоплита. Как ни странно, но это не противоречило мирному характеру Игр, ведь они были своего рода проверкой боеспособности граждан полиса, составлявших армию государства. Наиболее удачливыми в данной дисциплине были спартанцы, ведь военное воспитание было частью идеологии этого полиса.

На 18 Олимпийских играх впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска. Аристотель считал, что пятиборье наиболее гармонично развивает тело атлета.

В борьбе правилами запрещались удары, но толчки разрешались. Греческий язык имел много терминов для обозначения различных приёмов и позиций. Борьба разделялась на две основные позиции: в стойке и на земле, вернее мягком грунте, посыпанном песком. Спортсмены натирали свои тела маслом, чтоб легче было выскользнуть из захвата соперника. Для победы достаточно было трижды уложить на лопатки противника.

Прыжки сильно отличались от современных. Атлеты прыгали с гирями в руках, выбрасывая их назад при прыжке. Считалось, что это увеличивает дальность прыжка. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации.

Метание копья также отличалось от современного: на конце копья был кожаный ремешок, которых сидел на запястье и должен был стягиваться во время броска. Метание копья и диска производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. Такая техника требовала внимания и четкости от спортсмена. Диски для метания были не просто снарядами, а настоящими произведениями искусства: их украшали резьбой, рисунками, магическими знаками, родовыми гербами, даже сценами из мифов. Диски были железными, но упоминались и каменные.

На 23 Олимпийских играх (688 г. до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой, отличавшийся жестокостью. Бойцы для усиления удара обматывали руки кожаными ремнями, на которые крепились металлические бляхи. Если бойцы уставали, разрешался перерыв для отдыха. Если же и после отдыха победитель не выявлялся, то атлеты обменивались оговорённым числом ударов, не защищаясь. Поединок завершался сдачей соперника, побеждённый поднимал руку, когда был не в силах оказывать сопротивление. Античные лекари считали бокс хорошим средством против хронических головных болей. Частые травмы и даже смерть были спутниками этого кровавого вида состязаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Заключительный этап творчества
Творческую эволюцию Микеланджело – живописца завершают фрески, исполненные для капеллы Паолины в Ватикане на сюжеты «Обращение апостола Павла» и «Распятие апостола Петра» (1542-1550). В них еще более усиливаются ноты трагедийности. Еще ос ...

Отношения норм морали и норм права
Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общ ...

Челябинские парки
Челябинские парки можно разделить на три группы. В первой те парки, куда уже пришли большие деньги - всерьез и надолго. Во второй - парки, поддерживающие прежний, унаследованный от советских времен уровень цен и развлечений. Наконец, трет ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация