Изобразительное искусство киргизов, носившее прикладной характер, богато, самобытно и красочно. В нем особенно ярко проявилась высокая художественная одаренность народа. Многие его формы, возникнув в своей основе еще в глубокой древности, оказались жизнестойкими бытовали в течение многих столетий.
В условиях кочевого образа жизни киргизы стремились создавать бытовые вещи, не только удобные при частых перекочевках, верховой езде пли сидении на полу, но при этом еще п не ломающиеся, прочные при упаковке и переездах. В то же время эти предметы должны были удовлетворять эстетические потребности народа. Поэтому жилище, одежда, утварь, конская сбруя украшались орнаментом, вышивкой, аппликациями, чеканкой и т.д. Поколениями безвестных мастеров были созданы неповторимые, уникальные образцы народного искусства.
Произведением высокого прикладного искусства можно считать саму юрту и ее интерьер. В них отражены художественный вкус народа, своеобразный колорит, изящество форм. В украшении юрты сконцентрированы такие виды искусства, как резьба и роспись по дереву и металлу, художественное ткачество шерстяных и изготовление чиевых изделий, орнаментация и аппликация по войлоку и ткани, вышивка и узорное плетение и т.д.
Самым распространенным и ходовым материалом для создания бытовых изделии был войлок. Им покрывали юрту, из него шили одежду, сумки разных форм (аяк кап, жапсар, текче и др.) для хранения женских хозяйственных мелочей. Замечательными произведениями народного искусства в интерьере юрты являлись войлочные ковры для пола (шырдак), широкие полосы, обертывающие изгибы купольных жердей юрты (жабык баш). Техника их изготовления идентична: вырезание узоров пз цветных войлоков и сшивание их, в результате чего получалась красочная кошма с контрастным сочетанием цветов. Таким же способом делали и указанные выше "мозаичные" сумки.
Не меньший уют и красоту убранству юрты придавала узорная кошма - ала кийиз. В ней отсутствовала четкость очертания узоров, характерная для войлочных мозаичных ковров-шырдаков. Высокохудожественными являлись и многие изделия из ткани. типа пиази из тонкой однотонной и терме таар - цветной ткани для одежды и убранства юрты. Для внутреннего украшения юрты применялись узорные ткани (терме таар) в виде полос различной ширины. Ими опоясывали решетчатую стенку (тегирич), связывали части юрты (кереге боа, уук чалзыч). Сшитые из узорных тканой различной величины паласы шли для покрытия пола ц для изготовления лошадиных попон, нарядных переметных сумок (куржун), различных мешочков для хранения вещей, продуктов и т.п. В южных районах широко бытовали красочные ворсовые ковры (килем).
Большой художественной выразительностью отличались изделия из чия. На простом сооружении из трех шестов искусные киргизские мастерицы создавали узорные циновки (чырмалган чип) для ограждения кухонной утвари и пищи (чыгдан), для покрытия решетчатой стены юрты и завешивания входа в нее (эшик), а также всевозможные футляры для предметов хозяйственного обихода.
Для циновок, цветных войлочных изделий, ворсовых художественных тканей характерных сочетаний - красного с синим, черного с узоров, в которых поэтизировалась окружающая природа, - животный и растительный мир, различные предметы кочевого быта и хозяйства.
Кожаные и замшевые узорные потники (тердик) украшались серебряными пластинками. Из сыромятной кожи плелись сложные по техники плети (камчы), мастерились уздечки (жугвн), подхвостники (куюшкан), подпруги (басмайыл).
На примитивном станке изготовляли и домашнюю утварь из дерева (табак, аяк, кашык, чвйчвк и т.д.) Высоко ценилась посуда из арчи. Некоторые виды и формы такой посуды по своим художественным достоинствам не утратили своей привлекательности и сегодня.
Художественные изделия из металла - один из важнейших видов народного искусства киргизов - также достигли значительного совершенства. Художественное ремесло, связанное с обработкой металла, делилось у киргизов на две группы. К первой относилось изготовление и украшение предметов чисто утилитарного назначения - седел (ээр), стремян (узвнгу), подпруг, подхвостников, уздечек, а также различных сундуков (уквк). домашней утвари и т.д. Более всего киргизские мастера стремились художественно украсить конское снаряжение (ат жаб-дыктары). Выполнение такого заказа считалось почетным делом.
Вторую группу составляли предметы ювелирного искусства для украшения женской п мужской одежды, головных уборов и т.п. Это - браслеты (билерик), кольца (шакек), пуговицы (топчу), серебряные ободочки, обрамляющие головной убор женщины (кыргак), мужские пояса (кемер) и др. Все они имели множество вариантов и форм. С особым изяществом изготовлялись серебряные серьги (сейке), начиная от облегченных для повседневного ношения и до самых нарядных. Разнообразны по форме были женские наносные украшения (чолпу). Один из наиболее распространенных их видов состоял из множества треугольных или круглых серебряных узорных пластинок, скрепленных при помощи колец в три или четыре ряда. Основой другого вида (чач учтук) были снизки кораллов, иногда перемежавшихся с серебряными полыми бусинками, соединенными в пучки, или свободно спускавшимися, украшенными узорными серебряными пластинами и бляхами. Большим художественным вкусом отичались и броши (твнввч) для скрепления разреза ворота женского платья. Применявшиеся киргизскими ювелирами технические приемы - зернь, инкрустация, чернь, гравировка, чеканка и т.п. - свидетельствуют о вековых творческих традициях.
Еще по теме:
Литература Западного Средневековья
В XII-XIII вв. под влиянием школьного и университетского образования в городах Западной Европы развивалась латинская литература (на церковные и светские сюжеты): стихотворения с описанием природы и обличительные произведения, осуждающие п ...
Древнеримский театр
Истоки римского театра С конца VI в. до н. э. Рим стал аристократической республикой во главе с сенатом, состоящим из знатных римских граждан (нобилей). Рост рабства, разорение мелких землевладельцев и ремесленников, обострение классовых ...
Музей Святителя Иоасафа
Музей открыт в 1999 г. как филиал БГИКМ. В экспозиции музея предполагается разместить 6огато иллюстрированный материал из жизни Святителя Иоасафа от его рождения до преславной кончины и подлинные вещи, принадлежавшие Святителю.
Часть экс ...