Материальная культура кыргызов

Культура и искусство » Материальная культура кыргызов

Культура и быт кыргызов в начале XVIII - конце XIX в. На всех сторонах богатой и самобытной культуры киргизского народа, уходящей своим началом в древность, лежал глубоких" отпечаток патриархально-феодальных устоев н кочевого образа жизни. Вместе с тем ее традиционные формы начинают до некоторой степени изменяться под воздействием новых условий развития киргизского общества.

Постепенное нарастание процесса оседания привело к своеобразному сочетанию кочевых и оседлых форм культуры, которое стало особенно сказываться в начале XVIII-в конце XIX в. Это было во многом связано и с объективно прогрессивными последствиями вхождения Киргизии в состав России, усилением экономических и культурных связей киргизов с русским народом, а также с соседними народами Средней Азии и Казахстана. В материальной культуре киргизского народа выделяются Два комплекса, условно именуемые северным и южным. Их возникновение было обусловлено физико-географическими, историческими и хозяйственно-культурными особенностями юга и севера Киргизии. В сложении этих комплексов определенную роль играло общение южных киргизов с узбекским, таджикским, русским, а северных киргизов - с русским, украинским, казахским, татарским и другим населением. Однако, несмотря на эти локальные особенности, материальная культура киргизского народа была единой и носила общие этнические черты. В течение второй половины XVIII - начале XIX в. тип поселения у киргизов постепенно менялся в связи с изменением исторических условий их обитания. До конца XIX в. киргизское население жило по преимуществу большими аилами - общинами, организованными по родовому признаку. Величина аила не была постоянной. В период кочевания на сезонных пастбищах - весенних, летних, осенних - аилы уменьшались, а во время пребывания на зимних стойбищах - увеличивались. По свидетельству русских путешественников, еще в 50-70-х годах XIX в. некоторые аилы-общины насчитывали подчас сотни юрт. Так, по сообщению акад.В. В. Радлова, "... кара-киргизы не живут аулами, а целым родом (племенем) в непрерывном ряде юрт по берегам рек, тянувшемся иногда на 20 и более верст".Г.С. Загряжский также отмечал, что "киргизы стояли всегда большими аулами, кибиток по 200 и более". Это во многом обусловливалось интересами обороны во время нередких междоусобных феодальных столкновений и внешних нападений. Показательно, что после вхождения Киргизии в состав России и прекращения межфеодальных распрей и набегов извне аилы к началу XX в. стали сравнительно небольшими по размерам.

Основным типом жилища у киргизов вплоть до Октябрьской революции была юрта3 - характерное порождение кочевого образа жизни. Восходя к древнетюркским традициям, юрта вобрала в себя лучшее из многовекового опыта народа. Киргизские племена, занимавшиеся кочевым скотоводством в горных условиях, выработали наиболее удобный для этих условий тип переносного жилища, которое легко разбиралось, перевозилось на вьючных животных и снова устанавливалось.

В различных районах Киргизии юрта имела своеобразную форму. Так, на юге Киргизии, а также в Таласской и Чаткальской долинах она отличалась немного уплощенным, сферическим куполом, на севере же Киргизии он был более высокий. Юрта состояла из деревянного остова и войлочного покрытия.

Юрты манапов и баев выделялись большими размерами и сооружались из 8-12 звеньев - решеток, покрытых белой кошмой. Как правило, такие юрты снаружи и внутри богато украшались различными орнаментированными изделиями из войлока, аппликациями, плетеной узорчатой бахромой, разноцветными кистями (чачык) и узорной тесьмой (терилген боо).

Помимо юрты у киргизов существовал ряд других перекосных жилищ сезонного характера. Это прежде всего так называемый сайма алачык (шалаш). Близок к нему алачык - жилище табунщиков, пастухов на летнем пастбище и сезонные жилища - -жолум уй, состоявшие из двух решетчатых звеньев юрты и жердей.

В южных районах Киргизии был распространен еще один вид временного жилища - тегирмек из составленных в круг трех крыльев решетчатых стен юрты, обернутых циновкой и покрытых вверху кошмой, а чаще всего тканью. На высокогорье табунщики нередко использовали как временное жилище "сой. ю-мо" из двух сведенных стенок юрты.

На протяжении веков усовершенствовалась не только сама юрта, но и ее интерьер. Правая сторона от входа юрты считалась женской половиной (эпчи жак). Здесь размещались красочные сумки из войлочных аппликаций или ткани (терме), аяк кап, кузгу кап и. п., в которых находились головные уборы хозяйки, а также располагалась кухонная утварь. Место для хранения пищи отделялось ширмой из орнаментированной циновки (чыгдан).

Другая, противоположная сторона считалась мужской (эр жак). Там вешали на шесте (бакан) лучшую одежду и головные уборы мужчин, а ближе к выходу - конское снаряжение.

Место напротив входа являлось самым почетным (тер). У этой части стены ставили в ряд сундуки, на которые укладывали малоупотребляемые в повседневном быту красочные узорные кошмы, ковры, а поверх них в несколько рядов - одеяла, свернутые в валик; чем их было больше, тем зажиточнее считались хозяева. Такое сооружение называлось жук. На пол юрты стлали самые лучшие кошмы - шырдаки, а на них узкие стеганые одеяла (твшвк), либо меховые подстилки (келдвлец). Тер был центром юрты. Здесь принимали почетных гостей, расстилая перед сидящими скатерть - достархан. Посередине разводили огонь, готовили пищу. Это место называлось коломто.

Богатые приготавливали пищу в специальных юртах - аш-кана. Бедняки жили в прокопченных маленьких юртах (баз уй, кара уй), где размещался не только их незатейливый скарб (постель, посуда и т.д.), но в холодное время года и новорожденные телята и ягнята.

Для зимних стоянок (кыштоо) выбирались места, защищенные от ветра, на солнечной стороне горных склонов, вблизи от водных источников. Рядом с юртой сооружались загоны для овец, навесы, сараи для лошадей, крупного рогатого скота. Здесь же располагались и полуземлянки самых бедных киргизов (жер кепе или жер теле), которые наполовину врастали в землю и не имели окон. Их заменяло дымовое отверстие в крыше. Очаг находился в центре жилья. С течением времени возводились глинобитные жилища. Двор нередко обсаживался деревьями, преимущественно тополями и ивой, необходимыми для строительства. Так на местах некоторых временных зимовий появлялись постоянные селения.

Под влиянием узбеков и таджиков еще в первой половине XIX в. такие поселения возникли в Южной Киргизии (Кара-Булак, Баткен, Беш-Булак, Монок, Кыргыз-Кыштак и др.). После вхождения края в состав России, в конце XIX - начале

XX в., количество селений увеличивается за счет оседавших бедняков. Однако ко времени Октябрьской революции дело не дошло до прочной оседлости. В киргизских селениях Ферганской долины, как правило, находились базар, чайхана, мечети.

В связи с разработкой каменноугольных копей Сулюкты, Кызыл-Кия, Кок-Янгака, Таш-Кумыра возникли рабочие поселки без определенной планировки и какого-либо благоустройства.

Заметное влияние на складывание облика киргизских селений на севере Киргизии оказывали русские и украинские переселенцы. Первое из оседлых селений киргизов в Чуйской долине - Таш-Тюбе (Пишпекский уезд) - было основано в 1899 г. В последующие годы и в Прииссыккулье возник ряд киргизских селении: Тепке. Чырак, Темировка, Таштак4 и др.

Киргизские селения в северной части края по планировке нередко напоминали переселенческие, но в отличие от последних имели мало садов и огородов и, как правило, рядом с домом еще ставилась традиционная юрта. Несколько выделялось в этом отношении селение Таш-Тюбе. Здесь, по примеру русских, вдоль одной прямой улицы, обсаженной тополями, строились дома с двускатными камышовыми крышами и небольшими окнами. В некоторых селениях преобладали деревянные дома. Были и смешанные русско-киргизские селения, как, например, Дархан, возникшее в 1912 г.5 Отдельные баи и манапы в Чуйской и других долинах строили капитальные дома европейского типа, обзаводились садами и огородами.

В южных районах преобладал ферганский тип жилища - дома с плоской или двускатной крышей, открытой террасой (айвам) во всю длину и окнами, обращенными во двор. EJ западной части Алая встречались дома памирского типа, отличавшиеся деревянно-ступенчатым перекрытием. Здесь жилые и хозяйственные помещения находились под одной крышей, которая покоилась на деревянных подпорках. Окна в таких домах отсутствовали, их заменяло дымовое отверстие в крыше. В технике домостроения в южных районах Киргизии проявлялись традиции узбекских и таджикских мастеров, а в северных - русских и украинских.

В постоянном жилище киргизов в большинстве случаев сохранялся интерьер юрты. Но под влиянием русского и украинского населения в домах некоторых киргизов Иссык-Кульской котловины и Чуйской долины стала появляться мебель - деревянные столы и кровати, а также фабричная утварь - чашки, подносы, котлы и т.д.

Еще по теме:

Влияние технического прогресса на общество
В XX в. место культуры заменила цивилизация, которая, по мнению А. Мальро, «может завоевать всю землю, но не способна изобрести ни своих храмов, ни своих гробниц». Новая цивилизация сегодня создается человеком, который освободился от мора ...

Глобализация культуры: тенденции и противоречия
К числу наиболее значимых цивилизационных тенденций современности следует отнести процессы глобализации и информатизации, находящиеся в диалектическом единстве и взаимообусловленности. Именно их синтез все в большей степени определяет ген ...

Возрастание роли культурологии в исследовании социальных и духовных процессов современности
Современная культурология формируется, выходя из-под родительской опеки философии, обретает собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно, прежде всего культуролог имеет дело с результатами культур ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация