Одежда

Культура и искусство » Материальная культура кыргызов » Одежда

Одежда киргизов в середине XVIII - начале XIX в. оставаясь в основных чертах традиционной, была приспособлена к исторически сложившимся условиям кочевого образа жизни киргизов.

Основным материалом для изготовления одежды служило животноводческое сырье: шкуры овец и ягнят выделывались для верхней одежды, кожи верблюдов, коров, телят обрабатывались для обуви. Из шерсти овец и верблюдов изготовлялась высококачественная тонкая кошма, шедшая на шитье верхней нарядно мужской одежды и головных уборов. На примитивном станке (ор-мвк) ткались ткани (таар) различных видов.

Торговые и бытовые связи с соседними народами вели к все большему проникновению в среду киргизов кустарных среднеазиатских и кашгарских тканей. Одежда киргизов, осевших в жарких южных районах края, несколько приближалась по покрою к одежде соседних узбеков. После вхождения Киргизии в состав России чаще приобретались готовые привозные узбекские стеганые халаты, тюбетейки, белые рубашки, а также фабричные ткани, обувь, платки и т.д.

В одежде, как и в жилище, были сильно выражены социальные контрасты. Если феодальная знать носила одежду из лучших тканей, дорогих мехов, кожи и замши, отделанную золотыми и серебряными украшениями, жемчугом и перламутром, то подавляющая масса населения облачалась в самую дешевую одежду традиционного стиля и покроя, использовала до полного износа самодельную обувь.

Вплоть до середины XIX в. киргизская одежда, как и многих других кочевых народов, характеризовалась слабой дифференцированностыо у разных половозрастных групп. Отдельные виды как нательной, так и верхней одежды были по покрою одинаковыми для женщин и мужчин. Во второй половине XIX - начале XX в. в этом отношении также произошел ряд изменений.

Глубоко традиционными у киргизов были широкие в поясе и суживавшиеся книзу мужские овчинные штаны (шым). Нарядными считались штаны из замши или из выделанной кожи горного козла (кандагай), украшенные вышивкой. Они были очень прочными, поэтому их надевали также борцы во время состязаний (эциш, курвш). Летом носили штаны из кустарных тканей (таар) различного качества, а также из фабричных материалов.

Обычной верхней мужской одеждой служил нагольный овчинный тулуп (тон, постун). С конца XIX в. использовали европейского покроя шубы (бущрмв-тон).

Одним из видов киргизской мужской верхней одежды являлся кементай. Шили его из тонких или грубых накатанных кошм естественных цветов. Белые тонкие кошмы шли на изготовление0 кементая для состоятельных лиц. Наряду с нагольным тулупом этот вид одежды - кементай, кебенек - имеет у киргизов наиболее давние истоки6.

Другую мужскую верхнюю одежду - чепкен, одинаковый по покрою с кементаем, шили из ткани таар. изготовляемой из верблюжьей и овечьей шерсти различных естественных цветов.

Разновидностью овчинных тулупов можно считать и крытые тканью шубы (ичик) из шкур ягнят, лицевая сторона которых покрывалась материей темных цветов; шуба имела большой шалевый воротник. Самые богатые шили шубы из дорогих мехов - волка, лисы и соболя. С середины XIX в. на севере края стала широко распространяться верхняя одежда чапан из цветного ситца, сатина и других видов хлопчатобумажной ткани на подкладке.

Наиболее древней, уже начинавшей выходить из употребления, расты проявлялись особенно разительно. По мере роста торговли с Центральной Россией кустарные материалы для верхней и нижней одежды заменялись фабричными тканями.

Еще по теме:

История и культура Европы в Новое Время
В данной главе будет рассмотрено историческое и культурное развитие Европы с первой половины XVII в. по 80-е годы XIX в. Этот период обычно называют Новым временем, новой историей. Понятия эти появились в европейской науке в эпоху Ренесса ...

Система сторожевых поселений, замков и башен горной Чечни
Сторожевые поселения строились в горной Чечне таким образом, чтобы имелась возможность контролировать все ключевые перевалы, дороги и горные тропы. Согласно исследованию археолога С. Умарова, эти укрепления составляли единую систему стор ...

Философия Пиррона
Философ Пиррон (360–270), основатель школы, придя к выводу, что абсолютных знаний нет и быть не может, а значит, борьба за какие-то принципы бессмысленна, ибо никто не может быть уверен в правоте своих мнений, советовал своим последовател ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация