Одежда

Культура и искусство » Материальная культура кыргызов » Одежда

Одежда киргизов в середине XVIII - начале XIX в. оставаясь в основных чертах традиционной, была приспособлена к исторически сложившимся условиям кочевого образа жизни киргизов.

Основным материалом для изготовления одежды служило животноводческое сырье: шкуры овец и ягнят выделывались для верхней одежды, кожи верблюдов, коров, телят обрабатывались для обуви. Из шерсти овец и верблюдов изготовлялась высококачественная тонкая кошма, шедшая на шитье верхней нарядно мужской одежды и головных уборов. На примитивном станке (ор-мвк) ткались ткани (таар) различных видов.

Торговые и бытовые связи с соседними народами вели к все большему проникновению в среду киргизов кустарных среднеазиатских и кашгарских тканей. Одежда киргизов, осевших в жарких южных районах края, несколько приближалась по покрою к одежде соседних узбеков. После вхождения Киргизии в состав России чаще приобретались готовые привозные узбекские стеганые халаты, тюбетейки, белые рубашки, а также фабричные ткани, обувь, платки и т.д.

В одежде, как и в жилище, были сильно выражены социальные контрасты. Если феодальная знать носила одежду из лучших тканей, дорогих мехов, кожи и замши, отделанную золотыми и серебряными украшениями, жемчугом и перламутром, то подавляющая масса населения облачалась в самую дешевую одежду традиционного стиля и покроя, использовала до полного износа самодельную обувь.

Вплоть до середины XIX в. киргизская одежда, как и многих других кочевых народов, характеризовалась слабой дифференцированностыо у разных половозрастных групп. Отдельные виды как нательной, так и верхней одежды были по покрою одинаковыми для женщин и мужчин. Во второй половине XIX - начале XX в. в этом отношении также произошел ряд изменений.

Глубоко традиционными у киргизов были широкие в поясе и суживавшиеся книзу мужские овчинные штаны (шым). Нарядными считались штаны из замши или из выделанной кожи горного козла (кандагай), украшенные вышивкой. Они были очень прочными, поэтому их надевали также борцы во время состязаний (эциш, курвш). Летом носили штаны из кустарных тканей (таар) различного качества, а также из фабричных материалов.

Обычной верхней мужской одеждой служил нагольный овчинный тулуп (тон, постун). С конца XIX в. использовали европейского покроя шубы (бущрмв-тон).

Одним из видов киргизской мужской верхней одежды являлся кементай. Шили его из тонких или грубых накатанных кошм естественных цветов. Белые тонкие кошмы шли на изготовление0 кементая для состоятельных лиц. Наряду с нагольным тулупом этот вид одежды - кементай, кебенек - имеет у киргизов наиболее давние истоки6.

Другую мужскую верхнюю одежду - чепкен, одинаковый по покрою с кементаем, шили из ткани таар. изготовляемой из верблюжьей и овечьей шерсти различных естественных цветов.

Разновидностью овчинных тулупов можно считать и крытые тканью шубы (ичик) из шкур ягнят, лицевая сторона которых покрывалась материей темных цветов; шуба имела большой шалевый воротник. Самые богатые шили шубы из дорогих мехов - волка, лисы и соболя. С середины XIX в. на севере края стала широко распространяться верхняя одежда чапан из цветного ситца, сатина и других видов хлопчатобумажной ткани на подкладке.

Наиболее древней, уже начинавшей выходить из употребления, расты проявлялись особенно разительно. По мере роста торговли с Центральной Россией кустарные материалы для верхней и нижней одежды заменялись фабричными тканями.

Еще по теме:

Межкультурная коммуникация и конфликт
Во время межкультурных встреч велика вероятность того, что поведение людей не будет соответствовать нашим ожиданиям. Мы часто интерпретируем такое поведение как поползновение на нашу систему ценностей и мораль. Оно вызывает негативные эмо ...

Критерии оценки брачного партнера или партнерши
Открывавшиеся перед дворянкой от рождения определенные жизненные перспективы, связанные, в частности, с возможностью получения институтского образования и последующего выхода замуж за представителя одного из дворянских родов, более или м ...

Зевс Олимпийский
Подлинную славу и широчайшую известность скульптору принесла колоссальная статуя бога-громовержца Зевса, исполненная для храма в Олимпии около 448года до н.э. Она достигала тринадцати метров в высоту. Фидий статую из золота и слоновой ко ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация