Действительно, мистические переживания охватывают человека на непродолжительный срок. Это как бы кратковременный рейд в иное бытие. Оно не может продолжаться слишком долго. Дело в том, что время внутри экстатических переживаний вообще протекает иначе. Оно не соотнесено с земным.
Мистический опыт динамичен, насыщен, скоротечен. Иногда впечатления, которые захватывают человека. Представляются длительными. Человек вспоминает собственную жизнь. Внутри души происходит много неожиданных событий. Кажется, будто протекла целая жизнь. Однако в земном измерении все это может длиться всего две-три минуты. Люди, прошедшие через клиническую смерть, в своих исповедях воспроизводят множество разных эпизодов, в которые они были погружены. В ином мире это заняло бы огромным срок. Но в том-то и свойство мистического опыта, что он демонстрирует иное протекание времени. Более насыщенное и динамичное.
Четвертый признак мистического опыта, по Джеймсу, - бездеятельность воли. Мистик начинает ощущать свою волю как бы парализованной или даже находящейся во власти какой-то высшей силы.
В современных экспертизах встречаются факты, когда человек, захваченных мистическим опытом, демонстрирует волевые импульсы. Например, усопший хочет вернуться к жизни, и светоносное существо отпускает его.
Названные Джеймсом признаки мистического опыта не столько демонстрируют его, сколько эмпирически описывают его для тех, кто не погружен в данное состояние.
Еще по теме:
Татьяна Пата
С 14 лет зарабатывала на хлеб тем, что ходила по домам и расписывала цветами дымоходы печей. В 1913 г. в Петриковку приехала Петербургская художница Е.К. Эвенбах, которая, заинтересовавшись творчеством Т. Паты, копировала ее рисунки и при ...
Европейская культура Нового времени
Термин "Новое время" чаще всего употребляют для обозначения периода развития Европы в ХVII-XVIII веках. При этом начальные моменты особенностей культуры Нового времени связываются с Ренессансом и Реформацией. А вот, что касается ...
Работа над вокально хоровыми навыками
Дикция (греч.) – произношение «Критерий достижения хорошей дикции в хоре – это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией»
Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произнош ...