Действительно, мистические переживания охватывают человека на непродолжительный срок. Это как бы кратковременный рейд в иное бытие. Оно не может продолжаться слишком долго. Дело в том, что время внутри экстатических переживаний вообще протекает иначе. Оно не соотнесено с земным.
Мистический опыт динамичен, насыщен, скоротечен. Иногда впечатления, которые захватывают человека. Представляются длительными. Человек вспоминает собственную жизнь. Внутри души происходит много неожиданных событий. Кажется, будто протекла целая жизнь. Однако в земном измерении все это может длиться всего две-три минуты. Люди, прошедшие через клиническую смерть, в своих исповедях воспроизводят множество разных эпизодов, в которые они были погружены. В ином мире это заняло бы огромным срок. Но в том-то и свойство мистического опыта, что он демонстрирует иное протекание времени. Более насыщенное и динамичное.
Четвертый признак мистического опыта, по Джеймсу, - бездеятельность воли. Мистик начинает ощущать свою волю как бы парализованной или даже находящейся во власти какой-то высшей силы.
В современных экспертизах встречаются факты, когда человек, захваченных мистическим опытом, демонстрирует волевые импульсы. Например, усопший хочет вернуться к жизни, и светоносное существо отпускает его.
Названные Джеймсом признаки мистического опыта не столько демонстрируют его, сколько эмпирически описывают его для тех, кто не погружен в данное состояние.
Еще по теме:
Характеристика исламской культуры
Характерной чертой исламской культуры является нерасчлененность ее на светскую и религиозную. Это происходит из-за специфического понимания характера связи человека с Богом: исходный принцип Ислама — внеисторическая встреча человека с Бог ...
Начало творческого пути Ле Корбюзье
Ле Корбюзье родился в Ла-Шюде-Фон (Швейцария) в 1888 году, где его предки поселились еще в четырнадцатом веке, придя из южной Франции. Многие поколения семьи Жаннере состояли из художников и граверов.
Сначала будущий архитектор хотел про ...
Архитектура XVI в
В конце XV – начале XVI в. начинает распространяться новый тип храма, как полагают, отразивший прежде всего вкусы и потребности посада. Это сравнительно небольшая по размерам церковь с достаточно вместительным интерьером. Последнего можно ...