Структура мира

Культура и искусство » Мифологические модели мира » Структура мира

Страница 2

Как священные почитались рощи и деревья в отдельных местах, на отдельных холмах Рима. Общими святынями Рима считались следующие: смоковница, под которой волчица кормила Ромула и Рема, и признаки увядания которой воспринимались как знак угрожающей городу страшной опасности; священный дуб на Капитолии, которому Ромул принёс свою первую добычу - оружие и доспехи убитого им царя. С лесом связаны Фавн и Сильван – древнейшие персонажи римской мифологии.

С культом леса связан культ водных источников, в которых обитали священные нимфы, героини многих преданий. Характерными в этом отношении являются образы Фонса и Ютурны.

Древние пласты римской мифологии были богаты преданиями о священных животных и птицах – орле, дятле и волке. Волку был посвящён ритуал луперкалий, о котором речь пойдёт позже.

Первоначально луперкалии представляли собой «волчьи праздники». Волкам в Риме приписывались чудесные свойства, магическая сила. Римляне верили в возможность взаимного превращения людей и волков.

К древнейшей основе восходят мифы и легенды о «культурных героях». В римской мифологии это, как правило, цари. Сами культурные герои появляются на свет в результате «сакральных браков». Так по легенде от брака бога Марса и весталки Реи Сильвии родился Ромул – основатель Рима. Подобным образом родился Сервий Тулий и другие персонажи.

В римской мифологии существовала иерархия культов божеств, отражавшая иерархию современного общественного устройства. Своих богов имели отдельные сословия (Нептун и Диоскуры у всадников; Церера, Либер и Либера у плебеев), профессии (Меркурий у торговцев, Минерва у художников, писателей, учителей). С богами был неразрывно связан любой коллектив. Каждый член фамилии должен был участвовать в её культе, переходя в другую фамилию (например, в результате брака) он принимал новый культ. Гражданин был обязан участвовать в культе гражданской общины. Когда Рим встал во главе Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Лациариса.

В самом Риме центром культа стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы - Юпитер Капитолийский.

Многие исследователи усматривают своеобразное «распределение функций» у римских богов. При этом доминируют три функции: религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Такую точку зрения высказал французский исследователь Ж. Дюмезиль в книге «Верховные боги индоевропейцев» на основании сравнительного анализа индоевропейских мифологических систем. Религиозно-жреческая функция связывается им с Ромулом, военная - с Лукумоном, тогда как хозяйственная - с Титом Тацием. Остальные боги так или иначе примыкают к одному из названых персонажей и разделяют их функции. Мысль Ж. Дюмезиля заключается в том, что сама социальная иерархия получила свою проекцию на мир богов. Социальное устройство древнего Рима, состоявшего первоначально из трёх триб –Рамнов.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Мировосприятие человека в античном обществе
Греческая религия за длительный период своего существования претерпела существенные изменения, принимая различные формы, но никогда не была застывшей и догматичной. Своей пышностью, великолепием и красочностью она напоминала фольклор, как ...

Гжельская керамика
Гжель - это один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень. Уже с 14 века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины 18 века гжельские ...

Процедура, предшествовавшая церковному таинству венчания
Важность замужества в жизни дворянской женщины конца XVIII – первой половины XIX века подчеркивается, на наш взгляд, наличием длительной процедуры, предшествовавшей непосредственному заключению брака во время церковного таинства венчания ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация