Монастыри Переславля-Залесского

Культура и искусство » Монастыри России » Монастыри Переславля-Залесского

Страница 1

Успенский Горицкий

Когда был основан Успенский монастырь – неизвестно. По мнению специалистов, он существовал уже в начале XIV века. В 1382 году Переславль, а вместе с ним и монастырь разорили отряды хана Тохтамыша. Однако довольно скоро монастырь был восстановлен: этому событию содействовала жена великого князя Дмитрия Донского – Евдокия. Московские князья и цари также часто посещали монастырь, что способствовало его развитию.

В 1744 году была основана Переславская епархия, в которую вошли несколько сёл и городов, а также около шестисот церквей и двадцать пять монастырей. Успенский монастырь стал кафедральным. Здесь должна была разместиться резиденция архиепископа. Именно это событие спровоцировало большие изменения в облике монастыря: руководители епархии решили построить более высокие и красивые здания на месте древних. В это время были разобраны главный собор, звонница, а также несколько других строений, упоминания о которых сохранились лишь в монастырских летописях.

В 50-е годы XVIII века в Горицах, где размещался монастырь, уже вовсю кипела работа. Автор проекта неизвестен, но строительством руководили Жуков, Бланк, Яковлев и Метлин. Возможно, проект монастыря был создан в Москве. Проект был грандиозным, строительство затянулось на долгие годы, несмотря на то, что иногда оно велось даже ночью при свете факелов и свечей. Планы архитекторов и строителей так и не были воплощены в жизнь: в 1788 году Переславская епархия прекратила своё существование.

После упразднения епархии священнослужители покинули монастырь, а вместе с этим прекратилось и строительство. В зданиях, уже сооружённых к тому времени, разместились суд и казначейство, а Успенский храм стал городским собором. Но от Переславля-Залесского до Гориц было довольно приличное расстояние, и преодолевать его пешком горожанам не понравилось. От них стали поступать многочисленные жалобы, в которых церковное руководство просили вернуть главный храм в город. Вскоре просьбы жителей города удовлетворили, а монастырь начали постепенно покидать городские службы.

Церковные службы в Успенском соборе стали проходить только летом по случаю праздников, а пустующие помещения некогда величественного монастыря постепенно разрушались. Лишь в 1881 году в бывшем монастыре разместили духовное училище. Некоторые строения вновь были разобраны, но зато появился новый корпус для руководства училища. В трапезной разместили самих семинаристов и учебные аудитории, однако остальные здания по-прежнему не использовались и продолжали разрушаться.

Лишь после революции на сооружения древней обители обратили должное внимание. В 1919 году было принято решение об открытии здесь Переславль-Залесского краеведческого музея. При этом всем сохранившимся на территории монастыря зданиям вернули должный вид. Сейчас комплекс зданий, расположенных на территории Успенского монастыря, принадлежит Переславль-Залесскому музею-заповеднику.

Одним из памятников архитектуры, сохранившимся до наших дней на территории обители, являются Проездные ворота. Ворота были построены во второй половине XVII века. Они достаточно небольшие, но благодаря неплохому декору всё же оставляют неплохое впечатление. Надстройка над воротами принадлежит более позднему периоду: она была создана в конце XIX века. На ней изображена библейская сцена. Арка ворот поддерживается двумя невысокими массивными столбами (по два с каждой стороны) и украшена различными архитектурными деталями и изображениями коней.

Неподалёку от проездных ворот располагается также небольшое сооружение, называемое палатой привратника. Она выполнена в том же стиле, что и ворота. Стены палаты украшены большим количеством разнообразных архитектурных элементов, особенно выделяются в этом отношении два фасада, сплошь покрытые декором. Окна в палатах достаточно маленькие.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Идеология современных деструктивных политических систем повлиявших на кризис, произошедший в Югославии
Существенную роль в попытках разрешения рассматриваемой идеологии сыграли социалистические и технологические революции произошедшие в XX веке. Мотивами и стремлениями, в тех странах, в которых происходили эти революции, стали желания пост ...

Теоретическая и прикладная культурология
Теоретическая культурология – раздел культурологии, в котором моделируются системные элементы, части, структуры жизнедеятельности людей. Прикладная культурология исследует организацию и технологию общественной жизни общества, она имеет п ...

Зевс Олимпийский
Подлинную славу и широчайшую известность скульптору принесла колоссальная статуя бога-громовержца Зевса, исполненная для храма в Олимпии около 448года до н.э. Она достигала тринадцати метров в высоту. Фидий статую из золота и слоновой ко ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация