Мифологические представления японцев о зарождении мира

Культура и искусство » Культурная и духовная жизнь японцев » Мифологические представления японцев о зарождении мира

Пока хризантемы так прекрасны,

Украшу волосы цветами.

Не знаю, кто умрет скорее:

Увянут ли цветы,

Иль я уйду.

Кокинсю.

Японские мифы были записаны в начале 8 века в мифологическо-исторических сводах «Кодзики» («Записи о делах древности», 712 год) и «Нихон сёки» («Анкалы Японии», 720 год), которые были составлены по прямым указаниям императоров. Идеологическая цель данных книг – обоснование легитимности правящего рода и «склеивание» воедино мифологических представлений различных социальных и этническо-территориальных групп, входящих в состав древнего государства Ямато, установление родственных отношений между богами, принадлежавшими к различным традициям. Эти мифы оказывали очень большое влияние на формирование японского менталитета. Их делили на три основные группы.

1)Мифы о разделении Неба и Земли. «В древности, когда Небо-Земля былине разделены и Инь-Ян не были разделены, мешанина эта была подобна Куринному яйцу, темна и содержала почку. И вот, чисто-светлое истончилось-растянулось и стало небом, а тяжело-мутное удержалось-застряло и стало землей…» Сначала земля-твердь плавала на поверхности воды в виде острова. Потом между Небом и Землей возникло нечто, по форме напоминающее почку тростника и оно превратилось в божество, имя его – Куни-но Микотати-но Микото. Затем появились еще боги – Идзанага-но Микото, Идзанами-но Микото. «Став на Небесном плывущем мосту. Взяли они Небесное Яшмовое Копье, опустили его в океан, пошевелили им и нашли дно, стали скидывать капли с острия копья и, застывая, они стали образовывать остров – Оногоро-сима. Два божества тогда спустились на этот остров и восхотели заключить брачный союз, для порождения других стран» («Нихон сёки»). Идзанага и Идзанами рождают «все десять тысяч вещей» и многие божества: Аматэрасу (богиня Солнца), Цукиёми (бог Луны) и Сусаноо (бог Бури) и отправляют по небесному Столпу их на небо. Страна мертвых у Японцев называется Ёмоцукуни.

2)Мифы о богах Равнины Высокого неба (Такамагахара). Боги Аматерасу и Сусаноо продолжают рождение детей, но Сусаноо совершает ряд тяжких преступлений, стыдясь своих поступков, он прячется в Небесной Пещере, в это время в мире наступает тьма. Но все же боги изгоняют его с неба, и снова водворяется свет.

3)Миф о схождении на землю «императорской» династии. Ниниги-но Микото, внук Аматэрасу, получает повеление управлять Срединной Страной Тростниковых Равнин (одно из древнейших названий Японии). Однако в этой стране было множество «дурных божеств», и «всякая трава, и все деревья наделены речью», то есть земля находилась в состоянии неупорядоченности и хаоса, для покорения следовало её «попортить». Посланцы богов Высокого Неба усмирили непокорные земные божества, Ниниги-но Микото, именуемый «царственным внуком», покинул Небесный Каменный Престол, раздвинул Небесные Восьмислойные облака и спустился с Неба на пик Такатихо, который располагался на острове Кюсю. После брака с дочерью местного божества и рождения детей он умирает. Их внуком является Камуямато Иварэбико Хоходэми-но Сумэрамикото – легендарный японский первоимператор, более известный под именем Дзимму.

Для японцев рождение детей является практически основной целью жизни, что подтверждают многие произведения искусства, например стихи:

«Не знаю лица,

Не знаю и дома того,

Кто ввел меня в рощу

И спал там со мной».

Зачастую язык любовных отношений используется для описания событий, не имеющих к любви абсолютно никакого отношения.

Еще по теме:

«Глаголица» или «Кириллица»
Многие ученые в наши дни предполагают, что святыми братьями Кириллом и Мефодием была создана «глаголица», которая больше была похожа на древнеболгарскую, чем на славянскую. А уже многим позже была составлена «кириллица» - уже есть славян ...

Культурная природа и результаты институтского образования
Для выяснения культурной природы женского институтского образования в России конца XVIII – первой половины XIX века принципиальное значение может приобрести проблема соотношения в нем религиозного и светских начал. Своеобразной заменой ее ...

Мировоззрение российского общества
Экспансия Московского государства привела к ликвидации последнего очага древнерусской цивилизации – новгородской субкультуры, конвергентной и внутренне открытой для диалога с Западом. Культура Московского царства внешне, казалось, была о ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация