Икебана, харакири, сад камней, самурай, кимоно, театр кабуки, чайная церемония, сад песка, борьба суммо, синтоизм. Что означают все эти понятия, какой загадочный смысл таят в себе? Да и вообще кто такие японцы, какими они представляют мир вокруг себя, что является основой их мировоззрения, как по их представлениям зародился мир и они сами? На все эти и многие другие вопросы я и постараюсь ответить в своем реферате.
Спектр знаний современного человека относительно Японии настолько примитивен и необширен, что бытующие дилетантские представления становятся основополагающим. Например, такие как, японцы употребляют в пищу всё, что движется, независимо от того, готово блюдо или только поймано из окружающей среды; постоянно кивают головой как болванчики; не смотрят в глаза собеседника, так как будто в чем-то провинились; часами наблюдают за самыми обыденными картинами природы; стараются не пускать к себе иностранцев; специально обучают девушек для ублажения (как духовного, так и плотского) мужчин и некоторые другие подробности, не раскрывающие сущности этого загадочного и таинственного народа. Такие ассоциации возникают у человека, знакомого с японской культурой, так же как с культурой древних американских или африканских племен, то есть по принципу: где-то что-то слышал, когда-то видел японский мультик или боевик. А заглянуть в душу народа «страны цветущей сакуры» является делом более трудоемким, требующим анализа получаемой информации и изучения более традиционных и научных источников, именно по такому принципу я буду строить свою работу.
С одной стороны, конечно, нам никогда не понять менталитет другого народа и даже при попытке воспроизвести какое-либо из японских чудес у себя дома вряд ли увенчается успехом. Совершенно верно по этому поводу сказали Пронников В. А. и Ладаков И. И. в своей книге «Японцы»: «Для японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положили в основу паркового искусства…Если попытаться перенести японский парк в какую-либо другую страну, то ничего не получиться. Дух, атмосфера – вот, что главное в японском парке».
Как о людях с такой глубокой и загадочной философии, как японцы можно так рассуждать («Воздаяние за добро и зло неотступно, как тень. Радость и страдание следует за добрыми деяниями, как «эхо в ущелье» - буддийские проповедники). Вообще японская поэзия требует отдельного внимания и изучения, потому что именно в стихах, кажущихся на первый взгляд странными и неглубокомысленными скрывается таинственный мир мировоззренческих концепций японского народа. Японские поэты – «творцы и хранители японской старины» (Мещеряков А. Н.).
Моя задача не просто рассмотреть японцев как народ и тем более не осудить их традиции, верования и представления о мире, а пропустить через себя полученную информацию в целях личного духовного обогащения и приобретения жизненного опыта в формировании мировоззренческих установок.
Тут будет уместно возражение о том, что, не зная как следует свою историю, я берусь изучать историческое прошлое, совершенно отличного от нас этноса, но это лишь оттого, что история самой Японии интересует меня меньше, чем их мир мыслей и поступков.
Еще по теме:
Японская художественная культура
Для японской художественной культуры характерно то, что художественные традиции Японии смогли противостоять влиянию других культур. Каждое новое влияние японская культура перерабатывала, придавая ему иное звучание. Если континентальные к ...
Позднеримский период творчества
Черты искусства позднего Возрождения, обозначившиеся в капелле Медичи, усилились в последующих работах Микеланджело. Этот наиболее сложный и противоречивый период творчества начинается с 1534г. и охватывает три последних десятилетия его ж ...
Культурологические теории в России
Культурологические идеи в России как форма национального сознания. Проблема антагонизма России и Запада в учениях П.Я. Чаадаева, А.С. Хомякова, И.Е. Киреевского. Славянофильство и западничество. Культурологические теории Н.Я. Данилевского ...