Традиционное жилище

Культура и искусство » Культурная и духовная жизнь японцев » Традиционное жилище

Для традиционного одно-, двух этажного каркасно-столбового дома характерны раздвижные стены из рам, оклеенных вощеной бумагой или плотным картоном. Пол приподнят на небольших сваях (до одного метра), большая часть поверхности пола покрыта циновками из рисовой соломы. Крыша высокая, черепичная или соломенная. Японцы, как правило, не пользуются кроватями, а спят на матрацах; столы, стулья, кресла ставят только в гостиной, в основном они сидят на полу, на плоских подушечках, обедают за очень низкими столиками. Несмотря на разнообразие климатических условий, основной тип традиционного жилища японцев практически одинаков во всех районах страны. Основная традиционная черта это тяжелая соломенная крыша с 4-мя скатами и характерным гребнем, типичным для старинных жилищ. Эта традиция восходит к перекрытиям полуземлянок «татэано», не имевших стен и у служивших убежищем неолитических этнических японцев. Такие постройки углубленные в землю на 1-1,5 м «этамуро», сохранились кое-где и до наших дней, как подсобное помещение. Конструкция стен японского жилища генетически восходит к традициям малайско-австролазийских народов, выходцев из Юго-Восточной Азии. Эти народы принесли в Японию каркасно-столбовое жилище на сваях. Первоначально сваи были высокими 1-2 м (древние синтоистские храмы), сейчас они заменены низкими не более 0,5м бетонными столбиками, выступающими из фундамента, и с внешней стороны обшитые досками, так что снаружи свайная конструкция не видна, но принцип ее сохранился. Вся тяжесть крыши падает на центральные и угловые столбы каркаса, стены не выполняют несущей функции и поэтому делаются тонкими, не из очень прочных материалов, обмазанных глиной и отделаны побеленной дранкой, либо тонкой доской, или фанерой. Обычно сплошными бывают только торцевые стены. Боковые же стены на большей части фасада дома, особенно с южной стороны отсутствуют. Мало и внутренних перегородок, нет и постоянно настланного пола, все это заменяют подвижными щитами «татами», «седзи», «фусима», «амадо». Эти щиты нечто среднее между архитектурной деталью и мебелью, нередко их забирают с собой при переезде из дома. Почти вся жилая зона традиционного японского дома, кроме дощатого пола веранды, кухни и прихожей, покрыта соломенными щитами «татами», которые сделаны из прессованной рисовой соломы и обшитые с обеих сторон циновкой из травы «игуса», уплотненны только по краям. Сверху татами содержат в идеальной чистоте, т.к. при минимуме мебели на них сидят, а на ночь стелют постель. Ходят в комнате по татами без обуви, даже домашней, а только в носках. В больших балках, окаймляющих периметр дома, и разделяющих пол на застланные татами квадраты, проделаны пазы. Им точно соответствуют такие же пазы в балках потолка. Между потолком и полом в пазах скользят многочисленные вертикальные щиты «анадо», сделанные из толстых массивных досок, находящихся в пазах наружных, задвигаемых только на ночь или в ненастную погоду. За линией анадо тянется «энгава» - неширокая галерея с дощатым полом, в пазах балок, отделяющих энгаву от собственно жилой внутренней зоны дома, находятся «седзи» - рамы из сравнительно тонких реек, оклеенных полупрозрачной промасленной бумагой, вроде кальки, которые служат занавесками для зрительной изоляции. В жаркую погоду можно сдвинуть все амадо, и все седзи и с боков дом превратится в открытую веранду, насквозь продуваемую ветром. Балки расчленяющие плоскость пола и потолка внутри дома, также снабжены пазами, в которых скользит «фусима» - реечные щиты, сплошь обшитые светлым картоном и окантованные черной деревянной рамкой по краям, при закрытии которых дом превращается из одно комнатного в несколько комнатное жилище. Вдоль торцевых стен, устанавливают полки, прикрытые фусима и превращающие с большие закрытие стенные шкафы, куда убирается постельные принадлежности и утварь. «Красным углом» японского дома является угол в одной и торцевых стен, где помещается картина или свиток и ставится ваза с цветами или какое-либо другое украшение. Дома горожан нередко 2-х этажные с двориком внутри и снаружи, обычно при доме разбивают миниатюрный садик. И в современных японских строениях стойко сохраняются структурные элементы национального японского жилища («футон» - матрац, подушечка – «азабутон», обеденный столик – «цукуэ»).

Еще по теме:

Харьковский Музей театральных кукол
Харьковский Музей театральных кукол старейший в Украине, а по богатству собранных и хранящихся в его архивах экспозиционных материалов на всей территории постсоветского пространства уступает разве что только Музею театральных кукол при Го ...

Искусство и иные формы культуры
Место, роль, значение искусства в разных социально-исторических ситуациях понималось по-разному. Часто бывало так, что искусство понималось как явление подчиненное, служебное: по отношению к государству (эстетика Платона), к религии и мор ...

Стиль Шанель
«Принято считать, что роскошь - противоположность нищеты. Нет, роскошь - противоположность вульгарности». Габриэль Шанель «Я - против моды, которая быстро проходит. Это у меня мужская черта. Не могу видеть, как выбрасывают одежду потому ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация