Особенности культурной жизни

Культура и искусство » Культурная и духовная жизнь японцев » Особенности культурной жизни

Страница 2

Японскому искусству присуще неприязнь к симметрии. Центр – это место, где соединятся небо и земля, точка через которую происходит сообщение человека и божества. Чтобы не нарушать космическую гармонию и не препятствовать духовному пути, ничто не должно занимать центр. Уход за маленьким деревом превращается в непрерывный диалог между природой и собственным сердцем.

Чайная церемония («тяною») признана утверждать в сердце покой и безмятежность, воплощение эстетики изысканной красоты, основатель – Сэн-Но Рикю.

Чайная церемония выглядит очень просто. Гость входит небольшую комнату, застланную татами, где над углями греется чайник. Комната пуста. В алькове – ваза с цветком, над ним на стене свиток с рисунком или образцом каллиграфии. Хозяин приветствует гостя поклоном. Затем он бамбуковым черпаком насыпает в плошку измельченный в порошок зеленый чай, заливает его небольшим количеством горячей воды, венчиком взбивает в пену, наливает в чашку и с поклоном передает её гостю. Для освоения этой на первый взгляд простой церемонии требуются годы.

Чайный ритуал был завезен в Японию из Китая в 12 веке монахами дзэн. Классические японские черты ему были приданы позднее, в 17 век, мастером Сэн-Но Рикю. Разработанный ритуал – «Путь чая» - он считал единственно правильным способом пить чай. Каждый предмет, задействованный в церемонии – черпак, венчик, чайник, чашка – это произведение искусства. Гость должен высказать хозяину свое восхищение ими. Чаще всего используют специальный керамический чайник, хранящийся в шелковом мешочке. Чашка – центральный предмет ритуала – обычно тяжелая, грубоватая на вид, чуть ассиметричная. Сначала гостю предлагают съесть небольшое угощение, затем ему подают чашку. Он должен с поклоном принять её правой рукой, поставить на левую ладонь, повернуть по часовой стрелке на девяносто градусов и только тогда сделать первый глоток (пить можно слегка прихлебывая). Когда чай выпит, гость салфеткой вытирает край чашки и поворачивает её против часовой стрелки, возвращая в прежнее положение (на самом деле ритуал гораздо сложнее и длиться порядка нескольких часов). Комнаты для чайных церемоний есть во многих храмах, дворцах и замках. Одна из старейших – в храме Надзэндзи в Киото. Каждая деталь в церемонии наполнена глубоким смыслом: и оформление входа в чайный домик, и его внутреннее убранства, и позы участников, и форма чайников и рисового печенья.

Народное искусство. Производство керамики с однотонной поливкой или росписью, изготавливаются куклы из дерева, бумаги, соломы, мины (в прошлом куклы наделяли магическим смыслом, их значения сохранилось в современной обрядности). Искусство плетения из бамбука корзин, ваз, вееров распространено на острове Кюсю, производство художественных изделий из бамбука – на острове Сикоку и Хонсю. Традиционное искусство постепенно вбирает в себя элементы современности.

Самураи. Повсюду в Японии можно увидит замки – величественные символы самурайского прошлого. Первые замки строились как крепости феодалов, сражавшихся за господство над страной. При сегунах семейства Токугава, стремившихся к централизации власти, в каждой провинции допускался только один замок правителя – дайме. Сегуны поддерживали мир, полностью контролируя страну. Они разделили общество на четыре класса: самураи (воины), крестьяне, ремесленники и торговцы. Самураям не позволялось работать, они жили на налоги собираемые с крестьян. В отсутствии войн, а следовательно и постоянного занятие, самураи совершенствовались в боевых искусствах и различных церемониалах, занимались медитацией дзен, развивали театр но. Многие виды японского искусства достигли своего расцвета благодаря самураям. Изогнутый самурайский меч – образец совершенного оружия. В нем идеально сочетаются ударная мощь и гибкость. Эпохи самураев наступил конец в 1868г., когда сегунат Токугава потерпел поражение от войск императора Мейдзи. С этого момента самураи ушли в историю. Жизнь и смерть самурая определялись четким кодексом чести. Наиболее драматическое выражение этого кодекса – ритуальное самоубийство. Оно называлось сеппуку (на Западе – харакири). Благодаря сэппуку самурай мог получить посмертную славу. Несмотря на философское (синтоиское ) отношение к смерти, большинство самураев все же умерли весьма традиционно – от старости.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Одежда и обувь
Основным материалом для изготовления традиционной эвенской одежды служили олений мех и ровдуга. Мужской и женской верхней одеждой были распашные кафтаны, спинку, полки и верхнюю часть рукавов которых выкраивали из одной шкуры. В нижней ч ...

Ментальные характеристики русской культуры
Ментальные характеристики русской культуры характеризуются целым рядом специфических особенностей, которые обусловлены тем, что любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, о ...

"Домострой" как литературный памятник
Имея множество источников и редакций, "Домострой" Сильвестра кончается "послесловием" - "Словом отца к сыну" - и распадается на три части, первая из которых трактует о "духовном строении", вторая - ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация