Особенности культурной жизни

Культура и искусство » Культурная и духовная жизнь японцев » Особенности культурной жизни

Страница 2

Японскому искусству присуще неприязнь к симметрии. Центр – это место, где соединятся небо и земля, точка через которую происходит сообщение человека и божества. Чтобы не нарушать космическую гармонию и не препятствовать духовному пути, ничто не должно занимать центр. Уход за маленьким деревом превращается в непрерывный диалог между природой и собственным сердцем.

Чайная церемония («тяною») признана утверждать в сердце покой и безмятежность, воплощение эстетики изысканной красоты, основатель – Сэн-Но Рикю.

Чайная церемония выглядит очень просто. Гость входит небольшую комнату, застланную татами, где над углями греется чайник. Комната пуста. В алькове – ваза с цветком, над ним на стене свиток с рисунком или образцом каллиграфии. Хозяин приветствует гостя поклоном. Затем он бамбуковым черпаком насыпает в плошку измельченный в порошок зеленый чай, заливает его небольшим количеством горячей воды, венчиком взбивает в пену, наливает в чашку и с поклоном передает её гостю. Для освоения этой на первый взгляд простой церемонии требуются годы.

Чайный ритуал был завезен в Японию из Китая в 12 веке монахами дзэн. Классические японские черты ему были приданы позднее, в 17 век, мастером Сэн-Но Рикю. Разработанный ритуал – «Путь чая» - он считал единственно правильным способом пить чай. Каждый предмет, задействованный в церемонии – черпак, венчик, чайник, чашка – это произведение искусства. Гость должен высказать хозяину свое восхищение ими. Чаще всего используют специальный керамический чайник, хранящийся в шелковом мешочке. Чашка – центральный предмет ритуала – обычно тяжелая, грубоватая на вид, чуть ассиметричная. Сначала гостю предлагают съесть небольшое угощение, затем ему подают чашку. Он должен с поклоном принять её правой рукой, поставить на левую ладонь, повернуть по часовой стрелке на девяносто градусов и только тогда сделать первый глоток (пить можно слегка прихлебывая). Когда чай выпит, гость салфеткой вытирает край чашки и поворачивает её против часовой стрелки, возвращая в прежнее положение (на самом деле ритуал гораздо сложнее и длиться порядка нескольких часов). Комнаты для чайных церемоний есть во многих храмах, дворцах и замках. Одна из старейших – в храме Надзэндзи в Киото. Каждая деталь в церемонии наполнена глубоким смыслом: и оформление входа в чайный домик, и его внутреннее убранства, и позы участников, и форма чайников и рисового печенья.

Народное искусство. Производство керамики с однотонной поливкой или росписью, изготавливаются куклы из дерева, бумаги, соломы, мины (в прошлом куклы наделяли магическим смыслом, их значения сохранилось в современной обрядности). Искусство плетения из бамбука корзин, ваз, вееров распространено на острове Кюсю, производство художественных изделий из бамбука – на острове Сикоку и Хонсю. Традиционное искусство постепенно вбирает в себя элементы современности.

Самураи. Повсюду в Японии можно увидит замки – величественные символы самурайского прошлого. Первые замки строились как крепости феодалов, сражавшихся за господство над страной. При сегунах семейства Токугава, стремившихся к централизации власти, в каждой провинции допускался только один замок правителя – дайме. Сегуны поддерживали мир, полностью контролируя страну. Они разделили общество на четыре класса: самураи (воины), крестьяне, ремесленники и торговцы. Самураям не позволялось работать, они жили на налоги собираемые с крестьян. В отсутствии войн, а следовательно и постоянного занятие, самураи совершенствовались в боевых искусствах и различных церемониалах, занимались медитацией дзен, развивали театр но. Многие виды японского искусства достигли своего расцвета благодаря самураям. Изогнутый самурайский меч – образец совершенного оружия. В нем идеально сочетаются ударная мощь и гибкость. Эпохи самураев наступил конец в 1868г., когда сегунат Токугава потерпел поражение от войск императора Мейдзи. С этого момента самураи ушли в историю. Жизнь и смерть самурая определялись четким кодексом чести. Наиболее драматическое выражение этого кодекса – ритуальное самоубийство. Оно называлось сеппуку (на Западе – харакири). Благодаря сэппуку самурай мог получить посмертную славу. Несмотря на философское (синтоиское ) отношение к смерти, большинство самураев все же умерли весьма традиционно – от старости.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Одежда и обувь
Основным материалом для изготовления традиционной эвенской одежды служили олений мех и ровдуга. Мужской и женской верхней одеждой были распашные кафтаны, спинку, полки и верхнюю часть рукавов которых выкраивали из одной шкуры. В нижней ч ...

Раннее творчество и интриги
Четыре года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшей жене своего брата. Дали счел это предательством. Так родилась одна из самых первых его аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали превратил в Эдиповск ...

Эпоха "Домостроя" - эпоха перелома
Во всех без исключения сферах жизни русского государства в XVI веке происходили резкие перемены. Складывался новый для страны тип рационализма: система иерархии, игнорирующая традицию и природные права, зиждущаяся исключительно на политич ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация