Мотивация любознательности и исследования

Культура и искусство » Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность » Мотивация любознательности и исследования

Страница 2

Когда мы сейчас произносим слова «античное искусство», мы прежде всего представляем музейный зал, уставленный статуями и увешанный обломками рельефов. Римляне выставляли скульптуры и картины, отнятые у покоренных народов, на форумах, в общественных садах, храмах, театрах, в термах (общественных банях). Римские полководцы, государственные деятели, богатые патриции часто присваивали произведения искусства с целью украшения ими своих загородных поместий и создания частных коллекций.

Расцвет научно-познавательного собирательства наблюдается в XVI в., только в Италии природоведческих коллекций насчитывалось около 250. Их создание было по карману врачам, аптекарям, юристам.

Одним из первых гербариев, собранных с научными целями, был гербарий итальянского ботаника, профессора Падуанского университета Луки Гини. Среди германских собирателей коллекций известны имена таких ученых-естествоиспытателей, как Парацельс, Агриппа фон Нетесгейм, Георг Агрикола, который работал в Яхимове (Чехия) и Хемнице (земля Саксония). Под влиянием труда Г.Агриколы саксонский курфюрст Август открыл в Дрездене кунсткамеру и натуралиенкамеру, а врач из саксонского города Торгау Иоганн Кентман создал свою минералогическую коллекцию и издал ее каталог, в котором была приведена номенклатура минералов (1565).

Безусловно, коллекции способствовали развитию научных знаний. Значительный вклад в развитие зоологии внес швейцарский естествоиспытатель Конрад Геснер из Цюриха, автор зоологической энциклопедии «История животных», собравший большую природоведческую коллекцию и в 1550 г. открывший один из первых музеев. Его коллекция была присоединена к такой же коллекции другого известного естествоиспытателя Феликса Плятера (часть ее и сегодня находится в природоведческом музее Базеля).

Собрать природоведческую коллекцию, представлющую природу всего мира, - такова была задача Улиссе Альдрованди. Свыше 30 лет он оплачивал работу художника, который готовил иллюстрации к энциклопедии естественной истории. Коллекции Альдрованди были приобретены и преумножены Фердинандом Коспи, любителем-физиком, слывшим в Болонье «благородным механиком».

Вклад в создание и развитие минералогических и геологических коллекций внесли врач Микеле Меркати из Рима и французский художник-керамист и естествоиспытатель Бернар Палисси, творчество которого свидетельствовало о его интересе к природному миру: его декоративные керамические изделия были украшены рельефными изображениями животных и растений и покрыты цветными глазурями.

В составе природоведческих коллекций XVI в. появляется все больше образцов экзотических растений, животных, минералов. В то же время местные минералы, флора и фауна занимали в европейских музеях недостаточное место.

В XVI в. в одном из самых известных университетов - Падуанском - открываются анатомический музей и театр. Этому примеру следуют и другие университеты. До этого анатомирование трупов в учебных целях на медицинских факультетах университетов позволялось церковью раз в год и завершалось церковным отпеванием и захоронением анатомированного.

Один из первых начал изучать человеческий организм путем вскрытия Андреас Везалий из Брюсселя, естествоиспытатель и основопо­ложник анатомии. В своем основном труде «О строении человеческого тела» Визалий дал научное описание строения всех органов и систем. Для изучения строения человеческого тела он вынужден был тайно снимать с виселиц трупы казненных преступников. За препарирование тел «божьих созданий» ученый преследовался церковью. В конце жизни он совершил паломничество в Святую землю, чтобы снять грехи, а на обратном пути трагически погиб при кораблекрушении.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Развитие филологии, литературы и историографии
В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху, – филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела але ...

Камерная музыка
Камерная музыка - это инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни. Камерная музыка развилась рядом с оркестровой с XVI столетия ...

Золотое правило морали
Чтобы глубже показать взаимосвязь морали с культурой человечества, в этом разделе будет рассказано о золотом правиле морали. В середине первого тысячелетия до н.э. родилось так называемое золотое правило нравственности. Оно знаменовало ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация