В середине XX века, Казахстанские зрители впервые увидели рождение нового ансамбля песни и танца Казахстана. Ансамбль был принят как диво, как новое слово в сценическом воплощении казахского народного танца. Основателем была режиссер-хореограф, Народная артистка Казахской ССР, заслуженная артистка Украинской ССР Лидия Демьяновна Чернышева.
Среди достижений: золотая медаль – на Всесоюзном фестивале молодежи и студентов, серебряная медаль – на шестом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, и присвоение коллективу звания «Заслуженного». Это достойная оценка творчества ансамбля за любовное воплощение и художественного воспроизведения культуры древнего казахского народа, его песен акынов, танцев и быта.
В трудные времена перестройки, всевозможных политических катаклизмов, влияющих не только на человеческий фактор, но и на стабилизационный период жизни коллективов, было принято Правительством Республики Казахстан в 1987 г. переименовать Государственный ансамбль песни и танца Казахской ССР в Государственный заслуженный ансамбль танца «Салтанат», расширяющим идеологическую направленность в развитии и пропаганде культуры народов, населяющих многонациональный Казахстан. Демократические перемены, пришедшие с получением независимости Республики Казахстан, потребовали кардинальные изменения в творчестве ансамбля и этим координатором и родоначальником не только ансамбля, но и нового стиля в казахской сценической хореографии была назначена – известная в прошлом танцовщица, солистка ансамбля «Гульдер», автор многочисленных изданий для высших учебных заведений по методике преподавания хореографии казахского народного танца, заслуженный деятель республики Казахстан Гульсауле Орумбаева.
Сущность нового стиля, созданного в ансамбле «Салтанат», заключается в синтезе народного танцевального фольклора и школы классического танца. Такой сплав дал возможность передать со сцены подлинную поэзию, внутреннюю силу и красоту танцев народов Казахстана.
Ярким воплощением народного творчества, быта, древних ремесел стала постановка хореографической композиции «Уршик». Трудно передать словами краски и оттенки этого танца. Это совершенно своеобразная манера держаться. Это едва уловимая изменчивость мягких, женственных линий, пластинки танцовщиц. Это особая легкость и плавность поступи. Это удивительная певучесть, непрерывность движений. Это естественность и непринужденность сценической жизни исполнительниц. но самое ценное – трактовка образа. Хореограф выявил эстетические идеалы, поэтическую сторону казахского народа с его мечтой, с его стремлением к красоте.
Казахский народный танец в ансамбле «Салтанат» вобрал в себя самое возвышенное и поэтическое из сокровищ народного творчества и стал объединяющим символом дружбы и единения народов на всех концертных представлениях.
«Салтанат» – коллектив творческого беспокойства, неустанных исканий. Здесь нет места рутине, штампам, застывшим формам. Все танцы постоянно шлифуются, углубляются, становясь золотым фондом ансамбля.
Еще по теме:
Общая характеристика стиля «модерн»: понятие и зарождение
Модернизм - (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, ...
Понятие «субкультура»
Начнем с истории термина. В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ яв ...
Музей истории Будапешта
В задачи Музея истории Будапешта входит собрание, хранение и научная обработка материалов, относящихся к истории города Будапешта и народов, живших на его территории. Материал о музейных коллекциях публикуется в научных и популяризаторски ...