История возникновения Национального музея Республики Башкортостан

Культура и искусство » Национальный музей Республики Башкортостан » История возникновения Национального музея Республики Башкортостан

Страница 1

История Национального музея Республики Башкортостан - это не только судьбы и жизненные пути людей, создавших его, но и история его фондов, коллекций и предметов, хранящихся или выставленных в экспозиционных залах, и чем разностороннее и богаче фонды музея, тем богаче и ярче его история.

Россия после победы в Отечественной войне 1812 года переживала небывалый подъем национального самосознания и интереса к науке и культуре. Этот процесс выражался в создании новых высших учебных заведений, организации первых музеев в России. Принципиально новым явлением для этого времени стало обращение к собственной истории и культуре, стремление отдельных представителей русской общественности собрать отечественные древности, произведения национального искусства, сделать их доступными для публики с помощью музейных экспозиций.

В связи с этим значительный интерес представляют первые проекты организации публичных музеев, исходившие снизу, от общественно-национального (универсального музея), разработанные Ф. Аделунгом (1817 г.), а затем В. Вихманом (1812 г.) и П. Свиньиным (1829 г.), а также эстетического музея и картинной галереи (авторы проектов С.Т. Шевырев и Н.П. Погодин 1831 г., А.С. Добровольский 1836 г., Е.Д. Тюрин 1855г.). Хотя названные проекты не были реализованы, их появление свидетельствовало о нарождающейся потребности в подобных музеях.

На местах большую роль в организации первых музеев сыграли члены Статистических комитетов, созданных для сбора и анализа данных экономического, социального положения местного края. Члены этих комитетов потратили много сил и энергии для решения задач просвещения и воспитания народа, отбросившего позор крепостничества, широко шагнувшего в европейскую культуру.

В первой половине ХIХ века, как в Центральных районах России, так и на ее окраинах просвещение, наука и культура делают значительный шаг вперед. Уфа не остается в стороне от этого процесса. Превращение ее в губернский центр, увеличение населения, рост промышленности и торговли, потребности администрации и церкви в кадрах вызвали появление первых учебных заведений, библиотек, типографий, периодической печати.

Так, например, в сентябре 1789 года открывается Главное народное училище, в 1799 году в Уфу из Оренбурга переехало малое училище, в 1818 году преобразованное в Уфимское уездное училище, в 1828 году учреждается Уфимская губернская гимназия, в 1860 году открывается казенное женское училище, в 1936 году открывается первая публичная библиотека, в 1801 году основывается губернская типография, в 1838 году в типографии был отпечатан первый номер газеты “Уфимские губернские ведомости" и т.д.

В 1834 году в Уфе был учрежден Губернский Статистический комитет, а с него то и началась история музея. Статистические комитеты в 60-х годах ХIХ века, получили самостоятельный, более высокий статус, чем комитеты при губернских канцеляриях и занимались сбором и анализом статистических данных губернии по различным вопросам жизни и деятельности населения. Это был новый, свежий поток информации о населении, о природных ресурсах, промышленности и т.д.

В России в этот момент уже имелось фактическое наличие музеев при Статистических комитетах губерний. Идея создания музея в Уфе возникла по инициативе нескольких членов Статистического комитета при содействии губернатора Григория Сергеевича Аксакова.

В историческом очерке Уфимского губернского музея, составленном членом комитета музея А.А. Пеккером в мае 1891 года, написано: ”Главным двигателем этого дела (имеется ввиду создание музея) в то время были бывший губернатор Г.С. Аксаков; члены Статистического комитета Бух К.А., Гурвич Н.А., Пеккер А.А., Власов В. И.”.

В Уставе комитета Уфимского губернского музея, утвержденным Министром Государственных имуществ 21 января 1888 года и дополненным 14 июля 1893 года в параграфе 8 написано: “Состав комитета, Почетными членами признаются лично, как учредители музея: Григорий Сергеевич Аксаков, Константин Андреевич Бух, Андрей Борисович Иваницкий, Николай Александрович Гурвич”.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Стиль Шанель
«Принято считать, что роскошь - противоположность нищеты. Нет, роскошь - противоположность вульгарности». Габриэль Шанель «Я - против моды, которая быстро проходит. Это у меня мужская черта. Не могу видеть, как выбрасывают одежду потому ...

Культура украшения тела. Пирсинг
Предполагается, что прежде, чем украшать наскальными рисунками стены пещер (первые из найденных наскальных росписей были сделаны еще в эпоху палеолита), имеющих, в первую очередь, ритуальный характер, наши предки использовали в качестве м ...

Соловки
Соловецкие острова, больше известные как Соловки, довольно хорошо знакомы не только жителям России, но и иностранцам. Соловецкий архипелаг включает в себя шесть крупных островов: Большой Соловецкий, Анзерский, Большую и Малую Муксалму, Бо ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация