Нематериальные объекты музейного значения двойственны по своей природе. Они обладают всеми признаками и качествами обычных объектов музейного значения, за исключением одного. Они невещественны (вообще-то это более правильно, чем «нематериальны»).
В современных условиях именно традиционная духовная культура, в том числе и в её приложении к объектам материального мира выступает как средство национальной самоидентификации, как средство воспитания человека и т.п. В этом смысле её сохранение, восстановление (при необходимости), развитие и осмысление чрезвычайно важны. Современные глобализационные и интегративные процессы в обществе ведут к тому, что люди «теряют» себя, утрачивая собственные историко-культурные корни. Не обязательно быть антиглобалистом, чтобы понять: устойчивое развитие нашей цивилизации возможно исключительно в условиях сохранения культурного разнообразия, мозаичности.
Несомненно, именно музеям – «институтам общественной памяти» и учреждениям музейного типа по силам решить задачу обеспечения этой мозаичности. Не в последнюю очередь – сохраняя и обеспечивая воспроизводство объектов нематериального культурного наследия. Это очевидно.
Следовательно, можно оценить и общественную роль музейных объектов нематериального наследия. Поскольку «…музей стремится к наиболее точной реконструкции традиции именно в ее исторических (если не в изначальных) формах», можно именно с помощью музея не только сохранить собственное духовное наследие, но и понять пути развития духовной культуры, то есть, в конечном счете, осмыслить собственное будущее.
Однако самое важное на сегодняшний момент в общественной роли объектов нематериального наследия заключается в их необычайной привлекательности для молодёжи.
В октябре 2004 года было проведено пилотное социологическое обследование молодых людей «Мы и музей». В феврале это обследование было дополнено следующими вопросами:
«1. Какой музей для вас привлекательнее:
– тот, в котором можно смотреть на экспонаты;
– тот, в котором можно увидеть, как ими пользоваться;
– тот, в котором можно попробовать самим попользоваться экспонатами;
– тот, в котором можно «погрузиться в среду», где пользование экспонатами было нормой?
2. Что для вас было бы более важно в музее:
– узнать, как и когда пользовались той или иной вещью;
– узнать, при каких обстоятельствах ею пользовались;
– понять, какие идеи вкладывали в неё создатели».
Надо ли говорить, что 100 % респондентов (12 человек) выбрали последний вариант ответа в первом вопросе и 75 % (9 человек) во втором. Оставшиеся 3 человека выбрали первый вариант. Впрочем, все трое уже второй год занимаются историческим фехтованием и, естественно, ориентированы на прикладные аспекты.
Действительно, по всей стране расширяется сеть военно-исторических клубов, клубов ролевого моделирования и т.п. организаций. Участие в них привлекательно для молодежи с разным уровнем образованиями и даже с разными интересами. Остаётся только «направить» их энергию в нужное русло (хотя дело это не из простых).
Активное внедрение в музейную практику практики экспонирования нематериальных объектов с интерактивными элементами весьма перспективно с точки зрения повышения уровня популярности музеев среди молодежи.
Для многих народов устное и нематериальное культурное наследие является основным источником идентификации. Такие проявления нематериального наследия, как традиционная народная музыка, танцы, праздники, устные традиции и языки находятся под угрозой исчезновения. Неосязаемая природа этого наследия делает его уязвимым к изменениям. Один из наиболее эффектных путей сохранения нематериального наследия – это сохранение посредством записей, архивирования, а также активная поддержка мастеров-носителей и молодых исполнителей фольклорных традиций.
В 2003 г. на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята "Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия", являющаяся дополнением к принятой в 1972 "Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия". Данная Конвенция регулирует отношения в области сохранения нематериального наследия.
Еще по теме:
Первые приобретения. «Церера» и «Флора»
Зимой 1707—1708 гг., появились первые статуи и бюсты в Летнем саду. Современники едины и том, что они были привезены из Польши. Однако, скорее всего, под Польшей здесь подразумевалась нынешняя Западная Украина, где находился весной 1707 ...
Фольклорная топонимика Петербурга
Опыт создания альтернативной топонимики уходит своими корнями в раннюю историю Петербурга. Первые строители новой столицы, встречаясь с непривычными для русского слуха «чухонскими» названиями, тут же переделывали их на свой лад. Финская д ...
Особенности культуры Месопотамии
Если Древний Египет представлял империю со всеми вытекающими отсюда последствиями, то несколько иная ситуация сложилась в Месопотамии (Двуречье) с ее двумя большими реками - Евфратом и Тигром, имеющими несколько притоков. В дополнение к е ...