Наиболее значимые русские иконы Богородицы

Культура и искусство » Образ Богородицы в русской иконе » Наиболее значимые русские иконы Богородицы

Страница 3

Искусствоведы датируют время её написания 1382-1395 годами, автором считают Феофана Грека, либо одного из мастеров его круга. В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.

Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, с иконой был совершён крестный ход вокруг городских стен, после которого её поместили в полковой церкви. На следующий день - 19 августа русскими войсками была одержана победа, которую приписали заступничеству Богородицы. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с иконы) и установлено празднование в честь иконы. С этого времени икона начинает почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных врагов.

В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова.[6] В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына. В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор. Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада. В 1919 году Донская икона поступила в Государственный исторический музей. С 1930 года находится в собрании Третьяковской галереи [3, 105-106].

Такова история и обретения нескольких знаковой для отечественной иконографии икон Божией матери.

Сделаем несколько общих выводов по главе:

- Основные типы изображения Богородицы на Руси обычно сводят к четырем: Оранта, Елиуса, Одигитрия, Агиосоритисса, каждый из которых имеет свои особенности изображения Богородицы и свой духовный смысл;

- К наиболее почитаемым иконам Богородицы на Руси можно отнести несколько сотен икон, в календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон.

Таким образом, исходя из поставленной нами в начале изложения общей цели, мы пришли к следующим выводам:

- образ Богородицы является одним из самых почитаемых в отечественной иконографии. Только в календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон;

- иконография Богородицы не появилась на пустом месте – формированию и развитию ее способствовали Богородичная догматика, а также ряд основных источников – Евангелия, Апокрифов, Ветхого Завета и Жития Святых. Богородичная догматика основана на тайне Боговоплощения, и через образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений. Основной лейтмотив её: Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей).

Основные типы изображения Богородицы на Руси обычно сводят к четырем: Оранта – образ представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы; Елиуса – Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона преобразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям; Одигитрия - Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу; Агиосоритисса - тип изображения Богородицы без Младенца при котором обычно в повороте три – четверти с молитвенным жестом рук.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Игровая модель культуры Й. Хейзинги
Нидерландский культуролог и историк Й. Хейзинга (1872-1945) представлял культуру посредством игры. В работах "Осень Средневековья" (1919), "Человек играющий" (1938), "В тени завтрашнего дня" (1935) и других о ...

Образ Давида в Исполнении Донателло
Ранний Ренессанс в скульптуре связан, прежде всего, с именем Донателло (1386 - 1466). Общепризнанно, что этапным для развития европейской скульптуры произведением стала бронзовая статуя Давида, созданная Донателло не позднее 1453 г. (рис. ...

Понятия философия культуры, социология культуры, культурная антропология. История культуры
Философия культуры – система метафизических утверждений о сущности, генезисе и наиболее общих законах культуры, прямо не опирающихся на эмпирические факты. Термин введен немецким романтиком А. Мюллером. Социология культуры –это наука, ра ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация