Искусствоведы датируют время её написания 1382-1395 годами, автором считают Феофана Грека, либо одного из мастеров его круга. В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.
Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского кремля.
Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, с иконой был совершён крестный ход вокруг городских стен, после которого её поместили в полковой церкви. На следующий день - 19 августа русскими войсками была одержана победа, которую приписали заступничеству Богородицы. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с иконы) и установлено празднование в честь иконы. С этого времени икона начинает почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных врагов.
В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова.[6] В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына. В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор. Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада. В 1919 году Донская икона поступила в Государственный исторический музей. С 1930 года находится в собрании Третьяковской галереи [3, 105-106].
Такова история и обретения нескольких знаковой для отечественной иконографии икон Божией матери.
Сделаем несколько общих выводов по главе:
- Основные типы изображения Богородицы на Руси обычно сводят к четырем: Оранта, Елиуса, Одигитрия, Агиосоритисса, каждый из которых имеет свои особенности изображения Богородицы и свой духовный смысл;
- К наиболее почитаемым иконам Богородицы на Руси можно отнести несколько сотен икон, в календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон.
Таким образом, исходя из поставленной нами в начале изложения общей цели, мы пришли к следующим выводам:
- образ Богородицы является одним из самых почитаемых в отечественной иконографии. Только в календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон;
- иконография Богородицы не появилась на пустом месте – формированию и развитию ее способствовали Богородичная догматика, а также ряд основных источников – Евангелия, Апокрифов, Ветхого Завета и Жития Святых. Богородичная догматика основана на тайне Боговоплощения, и через образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений. Основной лейтмотив её: Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей).
Основные типы изображения Богородицы на Руси обычно сводят к четырем: Оранта – образ представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы; Елиуса – Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона преобразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям; Одигитрия - Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу; Агиосоритисса - тип изображения Богородицы без Младенца при котором обычно в повороте три – четверти с молитвенным жестом рук.
Еще по теме:
Премия имени П. И. Чайковского
Международный конкурс имени П.И. Чайковского проводится в Москве с 1958 года. Почти за полвека своего существования стал одним из наиболее масштабных и авторитетных в мире. Каждое его проведение становится замечательным художественным соб ...
Динамика современной культуры
Облик современной культуры определяется, прежде всего, усиливающейся интеграцией различных культурных конфигураций в единое культурное целое, которое следует обозначать как «мировая культура». Если исследователи истории культуры, даже в Н ...
Духовная культура чеченского народа
В XVI-XVIII вв. чеченцы, особенно равнинные, уже имели письменность. Они пользовались арабской графикой и писали на литературном языке, так называемом «книжном тюрки», распространенном на Северном Кавказе и являвшемся языком межнациональн ...