Москва XIX века в живописи. Картины московской жизни

Культура и искусство » Москва XIX века в живописи. Картины московской жизни

В середине XIX века Россия пережила сильные потрясения:

Поражением закончилась Крымская война, умер Николай I,

Взошедший на престол Александр II осуществил долгожданную отмену крепостного­­­­ права и многие другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и

в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны.

В 1862 году Совет Санкт-Петербургской академии принял решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство

исторической живописи. Золотую медаль теперь присужда-

ли независимо от темы картины, учитывая только её досто-

инство. Однако «вольности» просуществовали в стенах

академии недолго.

В 1863 году молодые художники-участники академичес-

кого конкурса подали прошение «о дозволении свободно

выбирать сюжеты тем, которые сего пожелают, помимо

заданной темы ». Совет академии ответил отказом. То, что

произошло дальше, в истории русского искусства называют

«бунтом четырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать картины на предложенную тему

из скандинавской мифологии и демонстративно подали прошение –

о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег,

бунтари объединились в своеобразную коммуну – Артель художников, которую возглавил живописец И. Н. Крамской.

Артельщики принимали заказы на исполнение различных художественных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг.

В 70-х гг. по инициативе художника Г.Г. Мясоедова возникло новое, не зависящее от академии объединение – Товарищество

передвижных художественных выставок. Эта организация устраивала ежегодные выставки, показывала их в разных городах России.

Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, и прежде всего о русской жизни, - реалистическое искусство.

Быть верным действительности для художника-реалиста означало не только точно воспроизводить узнаваемые подробности быта,

обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли задуматься

над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен

и обездолен.

С Товариществом передвижных выставок были связаны почти

все знаменитые художники-реалисты 70-80-х гг.

В живописи передвижников на первый план выдвинулся бытовой жанр. Главной темой стало изображение народной жизни (в то время для многих слова «реализм» и «бытовой жанр» звучали почти как синонимы).

Еще по теме:

Атмосфера жизни в Югославии, вторая половина XX века
Как мы знаем в Югославии, после второй мировой войны, организовался своеобразный экономической строй, как принято называть социализм, социализм с правом деятельности мелким и средним предпринимателям-производственникам, с принципом деятел ...

Многообразие культур
В Древнем Риме, откуда пришло слово "культура", под культурой (cultura) понимали, прежде всего, возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры — понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII—XI ...

Модернизм и постмодернизм
Было бы ошибкой считать, что духовную атмосферу XX в. выразил лишь модернизм. Ситуация в культуре оказалась намного сложнее. На протяжении всего века модернизм, а затем и постмодернизм, существовали и продолжают существовать в противоборс ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация