Возрождение и реформация

Культура и искусство » Культурология » Возрождение и реформация

Страница 3

Многие города изгоняли проживавших в них феодалов или ограничивали их права, создавая таким образом новую городскую привилегированность. Города, наконец, устанавливали свои формы административной организации. Это были территориальные братства, торгово-ремесленные корпорации (цеха и гильдии), объединения подмастерьев и органы коммунального самоуправления – городские советы.

Вместе с изменениями в экономической, социальной, политической жизни города менялось мировоззрение его обитателей: представления об окружающем их мире, времени, пространстве, труде, месте человека в мире, появлялась своя система ценностей и свои культурные потребности.

Именно горожане, в силу своих жизненных деловых интересов нуждаясь в развитии естественных наук и мореходства, обеспечили переориентацию науки от познания Бога к познанию Природы. Именно они были наиболее заинтересованы в разрушении средневековой иерархической системы, в которой место каждого человека предопределялось его происхождением и отношением к феоду (особенностями пользования и владения земельным наделом). Феодальная иерархия мешала горожанам эффективно заниматься своим делом – ремеслами, торговлей, интеллектуальной деятельностью, разбогатевшим в результате этой деятельности буржуа – занять соответствующую их экономическому положению социальную нишу.

Горожане оказываются заинтересованными в том, чтобы нейтрализовать мощное политическое влияние церкви на жизнь общества, подорвать ее экономическое могущество, ибо церковь, как крупнейший феодал, являлась основной опорой феодальных отношений, средневековой иерархии и регламентации жизни. Поэтому Возрождение несло с собой секуляризацию культуры. Однако, борясь против всевластия церкви, Возрождение, особенно Северное, где реформационное движение даже способствовало укреплению религиозных начал в жизни, никогда не переходило к борьбе с христианской религией.

В эпоху Возрождения город формирует и свои политические идеалы. Главные устремления новых социальных сил были связаны с разрушением существующих феодальных перегородок между отдельными землями, с созданием единого централизованного (а в Северном Возрождении национального) государства. Одним из авторов политических теорий эпохи Возрождения можно считать Н. Макиавелли. В своем трактате «Государь» или «Князь» он снимает с политики все покровы «мистического» и «божественного». В основу политики положен реальный практический интерес (в данном случае это объединение Италии). Ради достижения этого интереса политик должен перешагнуть через любые преграды, в том числе и нравственные. Его принцип: «цель оправдывает средства». Создавая образ князя-объединителя, Макиавелли обосновывает стремление к единству Италии. Политические идеалы эпохи Возрождения запечатлены также в утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Поднимающиеся социальные силы оказались заинтересованными в появлении нового типа личности – деятельной, творческой, свободной. Сформировали они и свой человеческий идеал, отличавшийся от средневекового рыцарства, но все же сохранивший в себе черты рыцарственности. Этот идеал был представлен в трактате Бальдассарре Кастильоне «Придворный». Наряду с рыцарскими искусствами (владение оружием, верховая езда) новый идеальный человек должен быть образованным (знать литературу, поэзию), способным выразить себя в творчестве (быть музыкантом, поэтом, художником или оратором), обладать хорошими манерами (быть опрятным, избегать грубых выходок и грязных выражений) и отличаться хорошим воспитанием (быть уступчивым и вежливым). И самое главное, не чуждаясь светских развлечений, быть в душе, а не на показ глубоко религиозным. Трактат Кастильоне свидетельствует, что возрожденческий человек стремился, не отказываясь от земных радостей, оставаться существом духовным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Афина - "Лемниянка"
На Акрополе стояли и две другие бронзовые скульптуры Фидия – Аполлон, воздвигнутый в 460-450 годах до н.э., чтобы почтить бога за избавление города от нашествия саранчи, и Афина, которую около 450 года до н.э. посвятили родному городу гра ...

Мотивации до-музейного собирательства
Исследованию альтруистических мотивов значительное внимание уделил один из самых известных социологов ХХ века П.Сорокин. В последние годы своей жизни он организовал Исследовательский центр по созидательному альтруизму при Гарвардском унив ...

Культурологические концепции
По данному основанию культурологические концепции можно дифференцировать по принадлежностям к наукам: - философские концепции культуры: А. Шопенгауэр, Ж.-П. Сартр, Э. Гуссерль, А. Швейцер, О. Шпенглер и др. - исторические концепции куль ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация