Почитание, проявляемое к страницам Корана, делало эту книгу предметом особых забот. Поэтому деятельность, связанная с разными этапами создания и художественного оформлением многочисленных и пышных рукописных томов, занимала важное место в османском обществе, впрочем, как и во всех исламских странах.
Названия бумаги: Димашки (из Дамаска), Девлет-и абадиили Xundu (из Индии), Хатайи (из Китая), Ха-ририили СултаниСемеркапди (из Самарканда), Гюпи-и Тебризи (из Тебриза) подчеркивает ее происхождение, в зависимости от эпохи, из стран Востока, затем Запада; в то же время бумажные производства начинают появляться и в самой Турции. Если она импортируется в необработанном виде, ее улучшают, аппретируют в зависимости от предназначения. Поверхность должна была идеально гладкой, поэтому перед использованием бумага подвергается тщательной обработке. Кроме того, она может претерпеть разные метаморфозы: страница может быть расцвечена лишь одним оттенком (розовый, зеленый, бледно-желтый, серый и т.д.) или сделана под мрамор (эбру). Поля могут обозначаться силуэтом (типично турецкий декор), могут быть украшены с помощью кисточки декором флоры и фауны в персидском стиле или позолочены.
Для письма использовали перья из соломы и высушенного тростника (колем). Предварительно для удаления воды тростник закапывали в конский навоз, где он подсыхал и твердел. Затем края тростинок затачивали на подставках из обычной или слоновой кости (мактпа) с помощью перочинного ножа в зависимости от толщины выбранного шрифта. По мере использования было достаточно подтачивать кончик. Перья хранились в длинных и гладких портативных пеналах (дивит), прикреплявшихся к поясу, или в письменных шкатулках.
Переписчики обычно изображаются сидящими на полу или на подушках, пишущими на листке, положенном на левое колено, пользующимися, или нет, подлокотниками. Использование столов редко и придет позже.
Чернила могут быть густыми и разбавленными, блестящими и матовыми. Обычно используют черные чернила, получаемые от возгонки дыма, который образовывается от сжигания льняного масла, пчелиного воска или нефти. Технология производства чернил со временем менялась. В конце концов стали производить чернила из сажи, растительной смолы с добавлением дистиллированной воды; иногда ради приятного запаха добавлялась розовая вода. В отличие от китайских чернил, представлявших собой твердую массу, и европейских жидких чернил, османы использовали тампоны из пропитанных чернильной жидкостью шелковых нитей (лика), удерживавшими чернила в чернильнице. Таким образом, чернила не слишком быстро высыхали и не выливались в случае, если чернильница опрокидывалась. Каллиграф вытирал конец колем об эти нити, чтобы количество чернил не превышало необходимого. Помимо черных чернил, интенсивность окраски которых может варьироваться (густая черная, цвета гудрона, дымчатая, серая), и красных, используют желтые на базе сернистого мышьяка, белые, замешанные на свинцовых белилах, и золотистые чернила. Если чернила разбавлены (значит, не так схватываются), их можно смывать. Достаточно провести губкой или смоченным слюной пальцем — выражение «лижущий чернила» и по сей день относят в турецком языке к работникам умственного труда — и можно исправлять ошибки или использовать бумагу вновь, поскольку это драгоценный материал. Написанное высушивали с помощью тонкого песка (рик).
Каллиграфы (хаттат) зарабатывают на жизнь, главным образом переписывая Коран, составляющий более шестисот страниц, а также сборники молитв, научные и художественные произведения. Их мастерские находятся по соседству с крупными мечетями (в Стамбуле позади мечети Бейазита), библиотеками и рынками. Там переписчики, художники, позолотчики, переплетчики и другие мастера книжного дела обмениваются профессиональными секретами. Рукописи продаются у букинистов (сах-иафи), также объединенных в гильдию.
Еще по теме:
Своеобразие понятия культуры в Средние века
Культура средневековья возникла примерно в V в.н.э. как синтез трех культур: христианской, античной и варварской. Распространено мнение, что средневековье – «темные века», и по отношению к раннему этапу (до IX в.) это справедливо. Но мно ...
Каменные идолы и храмы
Кельтские храмы квадратной формы появляются уже в римский период в Галлии. Встречаются они и в Британии. Иногда эти храмы имеют круглую форму.
Необходимо сразу отметить, что подобную форму храмы имели только в кельтском и славянском мире ...
Первобытное общество: рождение человека и культуры
Возникновение человека и культуры – явления неразрывные, ибо ни один из этих чудесных феноменов невозможен без другого. Действительно, культура невозможна без человека (иначе кто ее создает и поддерживает?). Нет и человека вне культуры, п ...