Культурная жизнь Османской империи

Культура и искусство » Культурная жизнь Османской империи

Страница 3

Следует различать различные стили письма. Например, в административных документах использование определенного стиля письма имеет юридическую силу; каждый чиновник, который исполняет работу (переписывает фирманы, чертит монограмму султана, тугра), занимает четко определенный пост. Он пользуется канцелярским почерком, называемым диваии. Кроме своих высоких эстетических качеств, этот стиль имеет целью свидетельствовать о том, что документ исходит от властей. Состоящее целиком из связанных лигатур, это письмо не допускает между буквами и даже словами никакого прерывания линии, чтобы не позволить никакой подделки документа. Полностью занятое пространство страницы является гарантией, как нотариальный акт на Западе.

Некоторые виды письма трудны для прочтения непосвященными; это касается стиля сийакат, используемого в счетоводстве, ставшего курсивным из-за быстроты пишущего.

По обычной необходимости используют форму письма с закругленными, курсивными и мягкими элементами пасх, иногда называемую «почерком переписчиков». Со своей стороны, каллиграфы никогда не прекращали изобретать новые стили письма или совершенствовать существующие на свой манер.

Османская империя, обладавшая высокой степенью централизации, нуждается в почтовой сети. В каждом более или менее крупном городе был служащий, уполномоченный получать официальные письма и документы, затем передавать их местным властям и оповещать, в обратном направлении, подведомственные султану организации о политической, социальной, экономической ситуации в районе, который он помогает контролировать. Специальные курьеры связывали столицу с различными городами, следуя по определенным маршрутам, не всегда совпадающим с караванными путями и имеющими другой тип перевалочных пунктов, нежели караван-сараи, а именно сооружения меньшего размера, но также защищенные и с запасом воды и расположенные через каждые двенадцать или двадцать четыре километра, в зависимости от района.

Почта — важный для правительства механизм. Но она содержит в себе, как условие, централизованную и безопасную обстановку. Эффективная служба голубиной почты дублировала почту на лошадях.

Османская империя, как, впрочем, и любая другая империя, по определению является продуктом искусственного объединения, где раздробленность, как характерная черта той эпохи, проявляется на религиозной почве с полным пренебрежением к любым культурным, языковым и этническим истокам завоеванных народов. Так, в свете современных исследований мы видим, что схема тюркско-мусульманского нашествия в Анатолии в XI—XIII вв. и последовавшего за ним захвата Балкан, которые подчинили и частично поглотили местное население, представляется все более грубой и неспособной отразить реальность.

Как мы уже отмечали, известно, что не все пришельцы, в подавляющем большинстве тюркоязычные, были мусульманами; частью они были анимистами (шаманистами) или принадлежали к восточно-христианским конфессиям (несториане, монофиситы). Такое смешение народностей продолжалось до тех пор, пока османская администрация не разделила своих подданных — начиная со второй половины XV в. — на три большие религиозные группы: православные христиане, называемые Рум, восточные христиане, или эрмеии, и иудеи, йахуди. Мусульманская группа стала горнилом, в котором постепенно растворялись все исламизированные элементы. В этом контексте можно понять, что религиозные корни людей искусства не обязательно свидетельствуют об их этнической принадлежности или определенной культурной традиции. Следует также обратить внимание на то, что османское искусство, с момента своего зарождения, затем на протяжении всего своего существования, будет испытывать различные влияния: византийское, иранское, сирийское, китайское и, несомненно, многие другие. Трудно точно определить роль каждого из них, потому что они слились в единое целое, потому что произошла унификация этнокультурных компонентов, отличная от простого скрещивания. Восхитительной способностью Османской империи, моделью для которой послужила Римская империя, стало то, что она сумела объединить творчество художников различных культур и традиций, а с другой стороны, направить их знания и способности на создание исключительных творений, как это видно в Области архитектуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Теория культурно-исторических типов
Теорию Данилевского можно разделить на 4 логических блока: Первый структурно-логический блок теории типов — это комплекс, включающий понятие культурно-исторического типа как основной структуры исторического бытия, как определенной социал ...

Модернизм в архитектуре, музыке, живописи
Со смутным осознанием переходного характера наступавшей эпохи, тревожным ожиданием перемен было связано распространение мистики, оккультизма, популярности экзотических, в том числе восточных, религий. Такие умонастроения нашли отражение ...

Алексей Кондратьевич Саврасов
А. К. Саврасов (1830-1897) являлся одним из родоначальников русского реалистического пейзажа. Родился в Москве в семье купца. Окончив московское училище живописи, ваяния и зодчества, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии худо ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация