Культурная жизнь Османской империи

Культура и искусство » Культурная жизнь Османской империи

Страница 5

Между тем, начиная с XIV в., происходит глубокое обновление художественного творчества и техники, которое со временем будет ускоряться и достигнет своего совершенства в XVI в. с приходом великого архитектора (мимара) Синана, стоявшего у истоков того, что по праву называют классическим османским искусством. Это обновление, заметное в облицовочном декоре керамической плиткой, особенно впечатляюще в архитектуре, в первую очередь в мечетях.

Османская архитектура приобретала свои очертания на протяжении веков, по мере того, как маленький эмират превращался в империю. Три источника питали вдохновение османов:

• арабский мир, давший рождение исламу и главной архитектурной форме, присущей ему, — мечети;

персидское соседство: турки продвигались в сторону Анатолии по территории Персии, где зародились и развились типы религиозных зданий, ставшие неотъемлемой составной частью религиозных архитектурных комплексов: медресе, богадельни и мавзолеи (тюрбе):

византийское наследие, которое постепенно, но все более внушавшее османским монархам имперские идеи.

Эта эволюция влияний приводит в конечном счете к соединению всех этих форм, отвечающему потребностям формирующегося османского общества. Арабское влияние выражается в мечети с колоннами — прямое наследие арабо-мусульманских традиций как место собрания правоверных. В анатолийском доосманском обществе, а затем и в османском от XIII в. до XV в., построенная в таком стиле мечеть, называемая Улу Джами («Большая мечеть»), находится в центре первой османской столице Бурсе. Ее монументальность подчеркнута переходом деревянных опор в каменные, которые постепенно раздвигаются, а пространство между ними закрывается куполами. Улу Джами, построенная в 1399 г., имеет двенадцать опорных пилонов — потребовалось двадцать равных по диаметру куполов, чтобы накрыть пространство между ними и стенами. Через несколько лет была построена мечеть Улу Джамив Эдирне — второй столице — впоследствии названная ЭскиДжами («Старая мечеть»), в которой уже только четыре колонны и, соответственно, лишь девять куполов. Таким образом, видно, что строительство мечетей эволюционирует от сокращения количества куполов к покрытию сооружения всего одной полусферой.

Этот единственный купол над квадратным пространством представляет собой второй тип первоначальных османских мечетей, но он может покрыть лишь небольшое пространство. Поэтому все усилия османских архитекторов направлены на то, чтобы увеличить диаметр купола с одновременным упразднением опорных элементов, поддерживающих свод. По мере того как диаметр крыши растет, очевидно, возникает необходимость поднятия высоты стен из-за риска, что масса купола может раздавить всю конструкцию храма. Османы, таким образом, начинают строить величественные здания, совершенно отличные от тех, что мир знал до этого.

В последние годы первой половины XV в. османы приобрели уже достаточно технического мастерства, чтобы создавать своды больших размеров: над мечетью Юч шерефели ([над минаретом] «Три балкона») в Эдирне (1437—1447) и над мечетью Фатих в Стамбуле, построенной сразу после взятия Константинополя, затем разрушенной землетрясением и вновь отстроенной в 1771 г.; их купола составляют соответственно 24 и 25 метров в диаметре; свод над мечетью Селима в Стамбуле, построенной в 1552 г., также составляет 24 метра.

Было бы трудно отрицать, что на эти архитектурные поиски, огромная и прославленная базилика Святой Софии (диаметр купола 31 метр, высота над землей 54 метра), построенная императором Юстинианом в 532 г. и завершенная в 537 г., не оказала влияние, пусть и несколько запоздалое. В глазах османов она представляет собой символ христианства и Византийской империи, не имеющий равных по красоте и величию, поэтому архитекторы бьются в стремлении превзойти ее или по крайней мере создать что-то подобное.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30 гг
В данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в 20-е годы продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе вр ...

Характерные особенности искусства XX века
Иррациональность становится одной из характерных особенностей искусства XX в. Его питают достижения в области философии фрейдизма и экзистенциализма, чье влияние становится весьма ощутимым. Сами художники все чаще обращаются к философии, ...

Влияние Пуссена на развитие искусства
Значение искусства Пуссена для своего времени и последующих эпох огромно. Его истинными наследниками были не французские академисты второй половины 17 века, а представители классицизма 18 столетия, сумевшие в формах этого искусства вырази ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация