Культурология как область гуманитарного знания

Культура и искусство » Многообразие знаний о культуре » Культурология как область гуманитарного знания

Страница 4

Важное условие антропологического познания культуры - установка на поиск биологических предпосылок культуры и ее досовременных (традиционных или примитивных) форм. Считается, например, что у каждого культурного явления существует свой биологический аналог, своего рода “протокультура". Считается также, что в процессе эволюции человек прошел все стадии культурного развития. Поэтому чтобы познать культуру, необходимо изучить ее первобытные формы. Именно это обстоятельство повлекло за собой весьма распространенное заблуждение (даже среди самих специалистов), что антропологи занимаются только первобытными обществами и культурами.

Социологический подход. Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций. Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это - общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Проблемное поле социологического изучения культуры достаточно широко и разнообразно. Центральные темы социологического анализа: культура и социальная структура; культура и образ или стиль жизни; специализированная и обыденная культура; культура повседневной жизни и пр.

Как мы видели, исследование культуры имеет глубокие философские традиции и привлекает внимание представителей других наук (археологии, этнографии, психологии, истории, социологии). Что же в таком случае остается на долю культурологам, тем более что само понятие "культурология" появилось лишь в ХХ веке и до сих пор оспаривается как недостаточно точное и научное. Наука ли культурология вообще? Может быть, это просто сумма всех знаний о культуре, достигнутых гуманитарными науками? Постараемся ответить на эти вопросы.

Культурология - наука, изучающая культуру. Она возникла с развитием историко-культурных исследований и отвечает их потребностям. Появившись впервые во второй половине ХIХ в., чтобы ответить на вопрос, что же представляют собою человек и его сознание, культурология быстро превратилась в историю культуры и историю цивилизации. Дав толчок развитию целого комплекса наук о человеке, сама культурология вроде бы перестала будоражить внимание общества. Но стоило исследованиям по антропологии, психологии, истории культуры и цивилизаций умножиться, как они потребовали некой генерализации. И вновь возникла необходимость в культурологии. К середине ХХ столетия культурологию стали осознавать наукой, обобщающей знания о культуре. В таком виде культурология заняла прочное место в философии культуры. Но философский аспект изучения культуры не оказался всеобъемлющим. Культурология также не вписывается в рамки конкретных дисциплин, изучающих культуру, народы и человека. Очевидно, что как область научного исследования она должна была бы иметь самостоятельное значение.

В ХХ веке появляются попытки реализации потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. Одним из результатов научно-технического прогресса ХХ века можно считать усиление интегративных процессов в мыслительной деятельности человека, что выражается во взаимодействии ранее далеких друг от друга дисциплин. Сегодня культурология рассматривается как интегративная область знания, возникшая на стыке философии, психологии, культурной и социальной антропологии, истории, истории культуры. Однако в настоящее время культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; теоретическая база культурологии еще не обрела законченной формы. В рамках культурологии существуют разнообразные направления и школы, оригинальные концепции различных авторов.

В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Среди этого многообразия можно выделить три основных подхода:

культурология - комплекс дисциплин, изучающих культуру; образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, результат - система знаний о культуре;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Ново-Иерусалимский монастырь
Ново-Иерусалимский монастырь был заложен Патриархом Никоном как центр более обширного творения — раскинувшейся на берегах реки Истры, переименованной по этому поводу в Иордан, Русской Палестины. В XVIII—XIX веках он был одной из самых поч ...

Соловки
Соловецкие острова, больше известные как Соловки, довольно хорошо знакомы не только жителям России, но и иностранцам. Соловецкий архипелаг включает в себя шесть крупных островов: Большой Соловецкий, Анзерский, Большую и Малую Муксалму, Бо ...

Литературный музей
Музей открыт 26 апреля 1999 года. Создан на основе коллекций Белгородского Государственного историко-краеведческого музея. Литературный музей - это и новый культурно-образовательный центр Белгорода и новый научный центр по изучению творче ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация