Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь

Культура и искусство » Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь

Страница 3

Но все соблазны преходящи. В 1994 году Можайский Лужецкий монастырь вернули Церкви - 23 октября в нем состоялось первое архиерейское богослужение. Тем самым была открыта новая страница истории древней обители.

На своем веку Лужецкий монастырь повидал немало высоких гостей. Один из них, митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин), так описывал в 1804 году обитель: "Сей монастырь весь есть каменный; четыре в нем церкви и кельи и ограда каменныя, довольно устроены, и внутри церквей благолепие непостыдное ."

Согласно источникам, повествующим об основании Можайского Лужецкого монастыря, собор Рождества Богородицы был здесь с самого начала обители. Его возводили по указанию и под присмотром преподобного Ферапонта, и вполне вероятно, что возводили из камня. Простояв около ста лет, первый собор Лужецкого монастыря сгорел. Во всяком случае, на это указывает толстый слой пепла, обнаруженный под фундаментом нынешнего собора.

Когда же именно сооружался пятиглавый Богородице Рождественский собор, являющийся сегодня композиционным центром архитектурного ансамбля обители? Что строительство его связано с крупным денежным вкладом святителя Макария - в этом практически ни у кого из исследователей сомнений нет. Но если раньше считалось, что вклад этот святитель сделал, еще будучи лужецким архимандритом, то есть в начале 1520-х годов, то ныне установлено, что вклад датируется 1532 годом.

Теперь чаще всего предполагают, что собор был заложен в 1544 году, а закончен в 1547-м. Но ряд авторов все-таки убежден в том, что он строился при настоятельстве свт. Макария (в 1523-26 годах).

Архитектурный облик собора Рождества Богородицы лишен каких бы то ни было излишеств. Это простой пятикупольный четырехстолпный храм, поднятый на высокий подклет. Строен он из кирпича, имеет три алтарные апсиды. Выразительность собора следует связать не с какими-либо особенностями декора, но с очень продуманным сочетанием форм.

Довольно долго купола собора оставались покрыты деревянной чешуей. Об этом свидетельствует опись 1757 года: "В оном монастыре Соборная и апостольская церковь каменная о пяти главах. Главы крыты чешуею деревянною, выкрашена краскою красной, на главах пять крестов позолоченных".

В начале XX века соборный храм Можайского монастыря выглядел, согласно описанию, составленному архимандритом Геронтием, так: "Это священный памятник седой старины - грандиозный, византийского стиля, каменный, пятиглавый летний соборный храм и поныне красуется посреди широкого двора монастырского. Фасад его прямолинейный, возвышается четырехугольным столбом; алтарь с восточной стороны выступает тремя полукруглыми апсидами: в среднем устроен св. престол, а по сторонам: справа жертвенник, слева - дьяконник с шкафами, где хранятся священные предметы. Верх церкви шатровидный - квадратом, покрыт железом и окрашен медянкой на масле; главы увенчаны золотыми крестами".

После революции собору Рождества Богородицы пришлось пережить не лучшие времена. Организации, расположившиеся на территории монастыря, обустроили все здания, не считаясь с их историко-художественной ценностью, под свои нужды. В 1941 году в Лужец-ком монастыре, захваченном фашистами, был лагерь для военнопленных.

После того как фашистов от Москвы отогнали, монастырь прибрало к рукам НКВД и тоже устроило здесь лагерь.

Только в 1961 году началась реставрация древних лужецких памятников. Проводя ее, реставраторы освободили основной объем здания Богородице-Рождественского собора от позднейших пристроек, разобрали заложенные проемы древних окон. Кроме того, при реставрации были открыты фрагменты фресок XVI века, когда-то украшавших собор.

Фрески эти были созданы сразу же после возведения собора. То есть он уже замысливался его создателями как расписанный. Вполне возможно, что над иконографической программой этих росписей работал, в частности, и святитель Макарий. Но утверждать что-либо конкретное сейчас трудно: в 1799 году фрески сбили. Они не отвечали художественным вкусам эпохи. Обиднее всего то, что, видимо, росписи находились в не столь уж плохом состоянии (если делать выводы, опираясь на уцелевшие в оконных проемах небольшие "лоскуты" фресок). Вообще, в конце XVIII столетия собор значительно изменил свой внутренний облик. В том же 1799 году был утрачен древний пол, настланный из черных керамических плиток. Плитки эти изготавливались особым способом: после обжига их коптили или натирали сажей, а поверху вощили. Затем плитка слегка обжигалась вновь, и разогретый воск, проникая в поры глины, закреплял на ней черную краску. К концу XVIII века пол этот значительно изветшал, и поновлять его не сочли нужным. Его засыпали строительным мусором, а сверху настелили обычную красноватую керамическую плитку. Тот кирпичный пол, который существует в соборе сейчас, устроен уже накануне революции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Понятие исламской культуры
Арабо-мусульманская культура складывается в VII—X вв. Ее формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки. В процессе завоевания ар ...

Развитие народного драматического искусства в современных формах профессионального и любительского театра
Когда-то ходили на Руси по ярмаркам и площадям петрушечники, разыгрывали столь любимые народом кукольные представления. Казалось, в двадцатом веке эта традиция народного театра совсем угасла, но нет, есть у нее продолжатели. Традиционный ...

Философия пустоты
Минимализм есть поиск абсолютной формы, движение к совершенству, выраженные простотой линий, аскетизмом цветового решения, однако его сдержанность, лаконичность полны внутренней энергии. Благодаря этому дом становится не консервативной кр ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация