Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь

Культура и искусство » Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь

Страница 4

Колокольня Можайского Лужецкого монастыря строилась довольно долго. Начали ее в 1673 году, а закончили в 1692-м. Выводы эти делаются на основании того, что к 1673 году относится первое документальное упоминание о каменной колокольне в Лужецком монастыре, а в 1692 году в "палатке" под колокольней уже хоронят двадцать восьмого архимандрита монастыря - Антония. Между этими двумя датами стоит еще одна, также важная в истории колокольни, - 1688 год, когда Святейший Патриарх Иоаким пожаловал на "колокольное каменное строение 100 рублей".

Лужецкая колокольня имеет около тридцати пяти метров в высоту. Нижняя часть ее состоит из трех прямоугольных ярусов, на которые поставлен восьмигранный шатер с тремя рядами окошек. Венчает шатер небольшая луковичная главка.

По устройству своему шатер с ярусом звонов напоминает многие колокольни XVII пека - ярославские, прежде всего. Довольно любопытно: в монастырской описи от 1757 года говорится, что "на колокольне часовня приделана деревянная, в ней часы железные русские". Это дает основания предполагать, что шатер колокольни был построен в камне уже во второй половине XVIII века. Получается, что мастера "стилизовали" свое творение под более древние постройки. А это было совершенно нехарактерно для зодчих XVIII века. Особенно трудно представить себе подобное, учитывая "осовременивание" облика собора Рождества Богородицы, произведенное как раз в 1750-90-е годы.

В описи монастыря от 1763 года читаем уже нечто более похожее на правду: "Колокольня каменная о трех апартаментах, по уступам крыта тесом, а верх выведен даже до главы каменной; глава обита жестью, крест железной". Спустя четырнадцать лет дается еще более подробное описание: "Колокольня каменная о трех апартаментах. Стоит от церквей особо, шатер каменный на ней. Глава обита жестью, на главе крест железный . На той колокольне больших и малых одиннадцать колоколов".

К началу XX века на звоннице было уже двенадцать колоколов, а звон, по воспоминаниям современников, "производился очень музыкальный".

Под колокольней была устроена особая погребальная часовня, где покоились останки Савеловых, родственников Святейшего Патриарха Иоакима, пожертвовавшего, как мы помним, на устройство колокольни 100 рублей. В частности, были погребены здесь два родных брата Патриарха.

Расположенная прямо напротив Святых врат, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с примыкающей к ней трапезной палатой - одно из старейших каменных зданий обители. Старше ее - лишь собор Рождества Богородицы. Она существовала уже в 1547 году. В 1560 году церковь по Вкладной книге "значилась теплой, но нуждавшейся в поправке, и при ней была трапеза (братская) каменная". До революции при Введенской церкви существовала также ризница, где хранились "сосуды, кресты и Евангелия XVII века. Некоторые из них были пожалованы царями (например, Михаилом Федоровичем) и Патриархами (Филаретом Никитичем, Иоакимом)".

Первоначально Введенская церковь была построена с шатровым завершением, но после пожара 1717 года ее подвели "под одну кровлю с трапезной". Шатер, рухнувший под действием огня, заменили простой главкой. В 1777 году в церкви устроили придел в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (иероя гно, там же, где прежде находился придел во имя вмч. Феодора Стратилата). В 1855 году придел упразднили. Наконец, последняя серьезная "модернизация" Введенской церкви связана с приездом в монастырь цесаревича Александра в 1837 году - тогда в церковь прорубили отдельный вход (раньше войти в нее можно было только через трапезную).

Каменные Святые ворота в монастыре существуют, предположительно, с первой половины XVII века. Во всяком случае, уже в 1629 году они, согласно описи, были. К этому же году относится первое упоминание и о церкви Преображения Господня над ними: "А на воротах церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменна вверх". Церковь эта, как и стоящий напротив Введенский храм, была, как предполагают, выстроена шатровой. Но существует и мнение, что это был одноглавый храм с позакомарным покрытием и рядами кокошников, "соединявших" стену и барабан купола. Нынешнее купольное завершение Преображенская церковь получила, как считают исследователи, после войны 1812 года, когда монастырь сильно пострадал от рук захвативших его французов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

История русской иконографии Богоматери
Сюжеты, включавшие в себя изображение Богородицы, в христианском искусстве появляются довольно рано: уже во II - V вв., в «живописи катакомб» есть сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себ ...

Опера
Опера (итал.opera, буквально - сочинение) - музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки, в котором партии актеров полностью или большей частью поются. Опера - это пьеса, в которой пар ...

«Ковер самолет»
Виктора Михайловича увлекала прекрасная народная мечта - свобода полета. В чудесном небе своего детства написал он плавно, вольно, как птица, летящий ковер и на нем сказочного героя- победителя. Если небо удерживает звезды, солнце, луну, ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация