Основные культурно-исторические особенности до-музейного собирательства

Культура и искусство » Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность » Основные культурно-исторические особенности до-музейного собирательства

Страница 2

Выделенные «объективные» характеристики редкости, старости, художественности, товарности и коллекционности актуализируются при определенных условиях. Используя терминологию Копытова, можно говорить о том, что антикварными становятся вещи, имеющие специфическую биографию. Попробуем проследить, как строится биография антикварных вещей. Первый контекст их использования может быть назван утилитарным. Все эти предметы непосредственно «вписываются» в эпоху. Они составляют «стилистическое единство» времени (как мебель, произведения искусства или бытовые предметы), говоря словами Зиммеля, «они тождественны времени». Это означает, что в утилитарном контексте вещи соответствуют эстетическим воззрениям времени, если мы имеем дело с произведениями искусства; представлениям о комфорте, если это мебель или другие бытовые предметы; являются «последним достижением техники», как радиоприемник, автомобиль или бинокль. Различные культовые предметы, как, например, иконы, используются по назначению. Если вещь антикварная благодаря «истории», то она изначально используется «историческим лицом» или представителями определенной эпохи, как, например, оружие в сражениях.

Антикваризация связана с тем, что происходит трансформация потребительной стоимости: вещи утрачивают утилитарный контекст использования. Заканчивается эпоха, появляются новые художественные течения, проходит мода на мебель или одежду, умирает их знаменитый владелец или автор, появляются новые достижения технического прогресса. Иначе говоря, нарушается стилистическое единство. Поэтому между двумя этапами может быть своего рода «провал» ценности или период девальвации, когда старые вещи превращаются в немодные, нефункциональные, некрасивые и т.п. Чтобы они вновь обрели ценность, должны появиться группы, заинтересованные в том, чтобы использовать их по-новому. В новом употреблении этих же предметов исчезает утилитарная функция (или она становится второстепенной), и на первый план выступает функция демонстрационная, символическая, функция создания истории, поддержания памяти и т.п. Эти вещи могут стать символами высокого социального положения и заимствоваться новыми элитами, использоваться для создания личной истории, новой идентичности. Они также могут превратиться в предметы коллекционирования, как старые замки или флаконы для духов. С появлением спроса вещи попадают на вторичный рынок, становятся объектом торговли. Появляются дилеры, торговцы, которые строят свой бизнес на разнице оценок, связанных с разными видениями этих вещей в разных социальных группах: в одних как «бесполезный хлам», в других как определенное символическое благо.

В нашей стране коллекционирование антикварных вещей имеет свою довольно сложную историю. Например, в советское время государство занимало отдельную позицию в ценностном определении антикварных вещей. Оно стремилось монополизировать владение произведениями искусства, в том числе антикварными вещами. Начало этой политике было положено серией декретов, вышедших в 1918 г. В результате имущество, принадлежавшее бывшим «эксплуататорским классам», перемещается во владение государства, старые символы высокого социального положения переходят к новым владельцам, перенявшим господствующие позиции. В руках государства эти вещи символизируют водворение нового строя, который сделал общенародным достоянием то, что раньше принадлежало избранным. Поэтому концентрация в частных руках старых ценных вещей, равно как и торговля ими, не приветствовались. Частная антикварная торговля рассматривалась как спекуляция. Государство стремилось прекратить ее с помощью репрессивных мер: изъятий частных коллекций, облав на антикварных дельцов, скупки антикварных вещей у населения. Осуществляя торговлю антикварными вещами «за рубеж», государство также стремилось монополизировать частную антикварную торговлю внутри страны. В период с конца 50-х до середины 60-х годов ХХ в. в Ленинграде существовало три государственных антикварных комиссионных магазина, принимавших вещи у частных лиц. Наиболее «интересные» и ценные из них стремились приобрести музеи. Цены в государственных магазинах обычно устанавливались ниже тех, которые были на черном антикварном рынке.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Понятие «осевого времени»
Этническая культура. Особенности этнической культуры складывались исторически на протяжении весьма длительного времени. Они определяются условиями функционирования этнических общностей, где минимальной изменяемости социально-экономически ...

Оформление понятия культуры в классической европейской философии
Термин "культура" пришел в современную науку из латинского языка. В римской традиции отглагольное существительное "cultura" означало возделывание, воспитание, образование, развитие. Как производное сформировалось и еще ...

Белгородский государственный историко - краеведческий музей и его филиалы
Белгородский государственный историко-краеведческий музей (далее БГИКМ) имеет статус центрального музея региона и является крупнейшим хранителем и пропагандистом исторического, культурного наследия области, научно-методическим учреждением ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация