Белгородский государственный историко - краеведческий музей и его филиалы

Культура и искусство » Музеи Белгородской области » Белгородский государственный историко - краеведческий музей и его филиалы

Страница 1

Белгородский государственный историко-краеведческий музей (далее БГИКМ) имеет статус центрального музея региона и является крупнейшим хранителем и пропагандистом исторического, культурного наследия области, научно-методическим учреждением, центром общественной и культурной жизни края.

Музей основан в 1924 г. Первоначально он располагался в трех комнатах здания бывшего мужского Троицкого монастыря. Первый директор - Барышников Павел Иванович. Непосредственно под его руководством проходило становление музея. Во время Великой Отечественной войны уникальные музейные экспонаты были разграблены, но, несмотря на это в 1948 году музей вновь распахнул свои двери для посетителей.

Действующая экспозиция открыта в новом здании в 1994 г. Здание, в котором размещается музей, построено по проекту архитектора В. В. Витневского.

В максимально короткий срок коллектив музея создал новый тематико-экспозиционный план, который удачно реализован в результате творческого сотрудничества с художниками хозрасчетного музейного центра Московского объединения Государственный исторический музей.

Фонды музея насчитывают более 100 тыс. экспонатов. В музее хранятся уникальные коллекции и экспонаты по археологии и этнографии, подлинные документы и фотографии, редкие книги, предметы быта, значительная естественнонаучная коллекция и др. Особо значительны коллекции: археологическая, этнографическая, нумизматическая.

В экспозиции мало копийного материала, муляжей. В основе это подлинники.

Первые разделы экспозиции рассказывают о природных особенностях края, о разнообразии ландшафтов, растительном и животном мире. Представленные в экспозиции чучела животных, птиц, коллекции 6а6очек, насекомых, гер6арий растений в основном характеризуют всю флору и фауну области.

В основном зале экспозиции посетитель попадает в давно ушедшей мир. Мир прошлого. Он представлен палеонтологическими находкам костей доисторических животных, другими экспонатами того периода.

История Белгородчины 6огата ратными делами. Экспонаты рассказывают об участии наших предков в азовских походах, Полтавской 6итве, походах Суворова. Нео6ычанно интересен раздел экспозиции о развитии кустарных и художественных промыслов на Белгородчине. Здесь иконы 6орисовских иконописцев, красочно расшитая домотанная одежда.

Заключительная часть экспозиции музея рассказывает о развитии культуры, искусства, народного образования, о создании в области учебных заведений нового типа, о народном творчестве, художественных промыслах, театральной жизни, деятелях культуры и искусства.

Документы музея характеризуют историю края с начала XX века, развитие общественно-политических партий и движений в 1990-е годы.

Среди личных фондов - фонд профессора, члена ВНО, Н. Д. Анощенко. В его составе - рукопись книги "Мои полеты" с авторской правкой, воспоминания автора о полетах на сферических аэростатах в 20-х годах XX в., переписка, личные документы, книги, брошюры по кинотехнике воздухоплавания, в том числе с его автографами. Имеется письмо с автографом летчицы В. К. Гризодубовой, два письма от президента авиаклуба Дюэма (фр. яз). Имеются фотографии Н. Д. Анощенко с его фотографиями.

Фонд А. И. Гессена, журналиста, писателя, исследователя жизни и деятельности А. С. Пушкина, представлен двумя рукописями книг "На стыке двух эпох", "Москва, я думал о тебе" с авторскими правками. Имеются книги писателя с автографами, фотографии с автографами.

В фонде Г. В. Жариковой, мастера спорта международного класса, рекордсменки по пулевой стрельбе из пулемета в командном зачете, находятся личные документы и фотографии; в составе фонда Я. Я. Зейбарта, шофера С. М. Буденного в годы гражданской войны, - личные документы и фотографии.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Культуры Востока
Одна из важных проблем изучения культур древнего мира - осмысление их разнообразия и уникальности. С высот современного цивилизационного развития древние культуры обретают свою значимость в тех достижениях, которые послужили "кирпичи ...

Культурный смысл технократизма и технократического мышления
Компасом для науки должна быть культура, понимаемая и принимаемая не только как прародительница науки, не только как давно прошедшее или наспех созданное сиюминутное, а как бессмертное, т.е. непрерывно воспроизводящееся, свершающееся наст ...

Постмодернизм — культура конца XX века
Постмодернизм — новый феномен культуры и новое отношение к действительности, сложившиеся в 60-е годы XX века как реакция на глобальные потрясения новейшего времени. Две мировые войны, создание оружия, ставящего под угрозу существование пл ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация