Впервые в истории казахского танца в Астане осуществлена хореографическая постановка как драматическое действо. «Это серьезный и совершенно новый проект, заслуживающий внимания со стороны искусствоведов. Новизна его заключается, во-первых, в том, что спектакль создавался не постановщиками классического танца, а народным ансамблем. Во-вторых, здесь впервые и между тем очень умело, использован синтез жанров хореографического искусства», – прокомментировала Казинформу событие заслуженная артистка РК, соискатель института литературы и искусства при академии наук им. М. Ауезова Изимова Тойган Оспанкызы. «Танцевальное шоу», как называет спектакль сам автор идеи и постановщик Еркебулан Агимбаев, носит символическое название «Туйгындар», что с древнетюркского означает «ловкая, сильная птица-ястреб». Именно так именовали воинов шедших в первых рядах тюркских войск несколько столетий назад. Спектакль был поставлен ансамблем народного танца «Наз» государственной филармонии г. Астаны совместно с композитором-аранжировщиком Байдалы Рыспанбетовым и историком-тюркологом Каржаубай Сарткожаулы.
Хореографическая постановка «Туйгындар», как и вся творческая деятельность Еркебулан и Кадишы /супруги и помощницы режиссера/ Агимбаевых, самобытна, и одновременно с этим полностью соответствует стратегии культурного развития страны. В своем Послании народу Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что современную отечественную культуру необходимо развивать посредством изучения культуры прошлого. В эксклюзивном интервью корреспонденту Казинформа Еркебулан Агимбаев рассказал об особенностях новой постановки и о проблемах развития отечественного танца в целом:
Идея поставить исторический танцевальный спектакль, каким является «Туйгындар» появилась около года назад. Но настоящая работа над проектом стала вестись после того, как были решены вопросы с его финансированием и расширением коллектива. В действительности же я очень давно мечтал создать крупное танцевальное представление с использование фольклорных и современных танцевальных элементов. Но самое главное в постановке, как впрочем, и в отдельных моих танцах, это желание продемонстрировать зрителю всю глубину культурной народной хореографии.
Все привыкли считать, что казахский танец состоит лишь из минимальных движений «камажай», «атшабыс» и т.д. Это далеко не так. Национальный танец является неким отображением всей национальной казахской культуры: обрядов, традиций, быта. И в то же время, мы понимали, что фольклор в чистом виде не понятен и не интересен зрителю. В национальный танец попытались вплести современную пластику. В итоге получилось, на мой взгляд, довольно интересное танцевальное патриотическое шоу.
В чем по-вашему заключается значимость постановки для развития отечественной культуры в целом, и казахстанского танца в частности?
В данном случае нельзя говорить о роли проекта в развитии всего казахстанского танца, и тем более в развитии всей национальной культуры. Здесь корректно рассматривать постановку как некое новое явление в рамках казахской национальной хореографии. Я считаю, что казахскому танцу необходим некий толчок, который поставил бы его на новые рельсы. Все эти годы он развивался несколько однобоко, на основе концепций одной школы – советской. Я ни в коем случае не хочу умилять достоинства русской хореографической школы. Она является базой всего казахстанского танцевального искусства. Но она не может быть и не должна являться основой в развитии национальной хореографии.
Ставя спектакль, мы пытались отойти от стандартов московской школы. Любая отрасль человеческой деятельности, в особенности искусство, должно основываться на нескольких учениях. В противном случае все может окончится застоем. Работу над постановкой мы начали с изучения истории казахов, тюрков, их фольклора. Часами просиживали в библиотеках, музеях, беседовали с историками-тюркологами, объездили несколько аулов, расспрашивая аксакалов об особенностях танца их молодости… Многие элементы постановки мы додумывали, дорисовывали, дополняли чисто интуитивно.
То есть Вы считаете, что казахстанский танец развивается сегодня недостаточно хорошо?
Еще по теме:
Древняя модель мира
Во времена молодости нашего мира все житейские происшествия в нем облекались человеком в символические формы, очерченные куда более резко, чем в наше время. Страдание и радость, злосчастье и удача разделялись куда более различимо, а челов ...
Архитектура XVI в
В конце XV – начале XVI в. начинает распространяться новый тип храма, как полагают, отразивший прежде всего вкусы и потребности посада. Это сравнительно небольшая по размерам церковь с достаточно вместительным интерьером. Последнего можно ...
Сущность и значение культуры
Сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.
В массовом сознании утвердилось представление о культуре как об о ...