Виды народных промыслов России. Их характеристика

Культура и искусство » Народные ремесла и промыслы России и Донского края » Виды народных промыслов России. Их характеристика

Страница 8

В счетной вышивке Русского Севера — в Архангельской, Вологодской, Костромской и других областях — получили распространение такие швы, как роспись, счетная гладь, набор, а позже — крест. Этими швами выполняли, как правило, геометрические мотивы вышивки, рядом с которыми нередко можно встретить условное изображение барса, птицы, человеческой фигуры, древа жизни. Вышивки помещали в виде широкой полосы на подзорах, концах полотенец, столешницах, женской и мужской одежде. Особенностью северных счетных вышивок является четкое ритмическое построение узора в виде бордюра или разнообразных по ширине полос. В узоре вышивки всегда выделяются более крупные мотивы орнамента, вокруг которых группируются в определенном порядке мелкие мотивы и просветы фона.

Веками отрабатывались композиционные приемы построения узора, сочетания в одной вещи сложных орнаментальных мотивов и простых узорных полос. Для украшения одежды использовали помимо вышивки тканые и нашитые цветные полосы, за счет чего создавалось богатое по фактуре декоративное убранство общего ансамбля женского и мужского костюма. По колориту северные счетные вышивки были сдержанными и мягкими, несмотря на то, что в них преобладал красный цвет. Это достигалось за счет тонкости рисунка, особого равновесия узора и фона. Исключение составляют каргопольские вышивки, где в технике набора и счетной глади выполняли яркие многоцветные узоры. На оплечьях женской рубахи здесь очень часто можно встретить широкие фризовые композиции с изображением птиц, коней, сложных геометрических фигур.

Старинные вышитые подзоры нередко украшали сложными многофигурными композициями с изображением барса с поднятой лапой, карет, замков, повозок. На концах полотенец чаще всего размещали трехчастные фризовые композиции: в центре — женскую фигуру или древо жизни, а по краям — какие-либо другие фигуры.

Богатая и разнообразная орнаментация северных вышивок в прошлом была связана с символическим значением изображаемых мотивов, но до наших дней она дошла видоизмененной и переосмысленной, сохранившей богатство орнаментального решения.

На Русском Севере была распространена и строчевая вышивка, которая выполнялась по сетке, образованной за счет выдергивания определенного количества нитей ткани по основе и утку. Орнаментация этой вышивки повторяет рассмотренные ранее виды счетного шитья, однако она решалась в основном в белом цвете, в силу чего основной эффект в ней достигался за счет фактурных светотеневых разработок ажурного узора и дополнения его настилом пушистых нитей. Традиционные приемы счетной северной вышивки получили развитие на предприятиях Архангельской и Вологодской областей, но современные вышивальщицы используют лишь небольшую часть художественных и технических приемов необычайно богатой, старинной вышивки. Многие ее виды еще предстоит возродить для украшения одежды и изделий, предназначенных для интерьера.

Строчевая вышивка получила широкое распространение и в Новгородской, Нижегородской, Калужской, Ивановской, Тверской, Тульской областях. В каждой области до настоящего времени сохранились особенности технических приемов вышивки, своеобразие орнаментального и цветового решения выполняемого изделия. В этих районах традиционная строчевая вышивка в большей степени, чем в Архангельской и Вологодской областях, получила развитие на предприятиях народных художественных промыслов.

Так, на фабрике «Крестецкая строчка» Новгородской области распространена белая строчка по крупной сетке (8—10 мм) с множеством самых разнообразных разделок: одинарная штопка, двойная штопка, насновки, мыльный пузырь, воздушная петля. Благодаря сочетанию этих приемов, дополнению основной вышивки мережками достигается нарядность вышитого изделия.

С искусством крестецкой строчки связано превосходное мастерство многих поколений вышивальщиц. И несмотря на то что сейчас при выполнении строчки используется машина (22 кл.), преемственность традиций здесь прослеживается очень четко. В дореволюционном промысле использовали те же приемы шитья, те же рисунки вышивки, тот же белый цвет ткани. Теперь другими стали лишь сами изделия. В прошлом преобладали накидки на подушки, покрывала, накомодники, подзоры и т. д. Сейчас в связи с изменением быта нашего населения эти вещи ушли из жизни, а взамен их появились новые — блузы, платья, комплекты столового и постельного белья. Особенно популярными и в нашей стране и за рубежом стали банкетные скатерти, дополненные салфетками.

Аналогичную картину с развитием белой строчевой вышивки можно наблюдать на Нижегородской, Городецкой, Борской, Чкаловской, Арзамасской и Лысков-ской фабриках в Нижегородской области, где вышивку также выполняют по крупной сетке. Однако здесь мастера используют иные разделки, среди которых преобладают пушистые настилы, придающую узору воздушность и легкость. Такая вышивка называется горьковские гипюры, что образно выражает ее характер. На строчевышивальных предприятиях Нижегородской области за последние годы стала возрождаться многоцветная гладьевая вышивка, идущая от традиционных вышитых шалей, но горьковские гипюры по-прежнему остаются основным видом вышивки.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Еще по теме:

Взгляды Н.Я. Данилевского
Во многих отношениях антиподом европеиста и вселенского гуманиста Чаадаева был его младший современник Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885) – публицист, социолог и естествоиспытатель, один из многих русских умов, предвосхитивших ор ...

Искусство и иные формы культуры
Место, роль, значение искусства в разных социально-исторических ситуациях понималось по-разному. Часто бывало так, что искусство понималось как явление подчиненное, служебное: по отношению к государству (эстетика Платона), к религии и мор ...

Рождение и жизнь усадьбы
В XVIII и начале XIX века почти все строения в Усольской усадьбе были деревянными, поэтому в 1812 году во время сильного пожара сгорели все крестьянские избы и старый графский дворец. До пожара село не имело строгой планировки. По распоря ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация