Виды народных промыслов России. Их характеристика

Культура и искусство » Народные ремесла и промыслы России и Донского края » Виды народных промыслов России. Их характеристика

Страница 9

Совершенно иная строчевая вышивка получила развитие в Ивановской области. И для старых, и для современных изделий характерна белая строчка по мелкой сетке. Своеобразны и разделки вышивки, здесь нет виртуозных переплетений подобных крестецким. Рисунок образуется в основном настилом и различными видами штопки, что придает узору нарядность, игру плотных и разреженных фактур. Ивановская строчка немыслима без сопровождения мережкой, которая насчитывает множество разновидностей: жучок, панка, с насновками и др.

В Ивановской области получила развитие белая строчка с цветной обводкой, которая в прошлом была особенно характерна для соседней Ярославской области, ранее входившей в состав Иваново-Вознесенского края.

Строченые приемы широко используют в оформлении платьев, блуз, постельного и столового белья. Эти приемы с любовью и тщательностью выполняют мастера строчевышивальных предприятий — Ивановское, Шуйское, Палехское, Васильевское, Верхне-лан-деховское, Лухское, Пучежское и Пестяковское, и только на Холуйской фабрике основу составляет белая гладь.

Своеобразный, неповторимый в других русских районах прием вышивки — кубанцы — получил развитие на Палехской строчевышивальной фабрике. Кубанцы в виде небольших заполненных сплошным настилом кубиков располагаются вокруг таких же, но вырезанных в ткани квадратиков, образуя самые разнообразные комбинации геометрических фигур. Применение кубанцев эффективно в оформлении одежды, но больше всего они подходят к скатертям, где сочетание плотных и ажурных мотивов придает вещи особую праздничность и торжественность.

В районах среднерусской полосы широко распространен особый вид вышивки — цветная перевить, выполняемая по выдернутой сетке. Подготовка ткани к вышивке здесь та же, что и при белой строчке, однако приемы, нанесения узора на сетку совершенно иные. Цветными нитками плотно обвивают столбики сетки, и за счет смены цветных нитей вырисовываются очертания ромбов, квадратов, птиц с пышными хвостами, растительных мотивов, коней и многих других мотивов. В отдельных районах цветная перевить включает и белую строчку. В этом случае мастерица заполняет отдельные ячейки неперевитой сетки штопкой или настилом, а затем выполняет цветную перевить. Комбинированные приемы дают возможность выполнить более нарядный узор, придать ему большую выразительность.

Современные строчевышивальные предприятия, продолжая исторически сложившиеся традиции цветной перевити, создают изделия, близкие нашему быту. Следует отметить, что в каждом районе сохраняются свои специфические черты вышивки. Так, в Рязани узоры цветной перевити более четкие, геометризованные, с открытым красным цветом, дополненным яркими зелеными, желтыми, иногда и черными оттенками цвета. В Смоленской области красный цвет приобретает оранжевый оттенок, рядом с которым всегда можно увидеть белый цвет, а также мягкий синий и желтый цвета. Смоленская вышивка имеет в основном геометрический характер орнамента. Она менее контрастная и более светлая, чем рязанская. Яркое своеобразие смоленской цветной перевити особенно видно в нарядных праздничных полотенцах.

В Тарусе Калужской области также основным приемом вышивки является цветная перевить, но в ней красный цвет обычно темный, приглушенный, рядом с которым почти всегда можно увидеть мягкие оттенки синего цвета и некоторых других. Тарусская вышивка выделяется среди других обилием изобразительных мотивов и даже сюжетных сценок. На концах многих полотенец часто можно встретить трехчастные фризовые композиции с изображением женской фигуры с конями и птицами по бокам, а также «древо жизни», дополненное изображением человеческих фигурок, и т. д. Поражает мастерство технического исполнения этой вышивки, которым в совершенстве владеют и современные мастерицы.

Золотное шитье ранее применяли для изготовления предметов культового назначения, а также для украшения головных уборов. Такая вышивка была характерна для Нижегородской, Тверской, Вологодской и многих других областей. Однако наиболее развита эта вышивка в Торжке, мастерицы которого сумели донести свое искусство золотного шитья до наших дней. Здесь используют трудоемкие приемы этого шитья: кованый шов, литой шов, в прикреп и др. Для достижения большого эффекта рельефности узора при его выполнении под настил подкладывали кусочки картона, бересты или кожи.

Неповторим современный торжокский золотошвейный промысел Тверской области, на котором, сохраняя традиционные приемы, выполняют нарядные изделия — пояса, сумочки, шапочки, жилеты, папки для торжественных случаев.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Еще по теме:

Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30 гг
В данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в 20-е годы продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе вр ...

Замужество в жизни русской дворянской женщины конца XVIII – первой половины XIX века
Замужество являлось важным, если не сказать центральным, событием в жизни русской женщины конца XVIII – первой половины XIX века. Из двух основных потенциально возможных способов социального существования дворянки – выйти замуж или остать ...

Обычаи и традиции страны
Национальные праздники. Встречая с несколько преувеличенным оптимизмом наступление весны, шведы считают первым знаком ее приближения праздник Пасхи. Несмотря на сакральный характер праздника и светлый образ весны, символом этого периода ш ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация