Виды народных промыслов России. Их характеристика

Культура и искусство » Народные ремесла и промыслы России и Донского края » Виды народных промыслов России. Их характеристика

Страница 11

По своим художественным и техническим приемам представляет интерес заонежская вышивка Карелии. Здесь получил распространение так называемый олонецкий шов — по письму, в котором как бы соединились строчевые и верхошовные приемы, причем ажур выполняет в этом узоре роль фона. Орнамент олонецкой вышивки строится из крупных растительных форм, которые решены очень условно и силуэтно, что достигается за счет введения четкого контура в эти мотивы. Но главный эффект нарядности вышивки обеспечивается введением множества разделок в растительные мотивы. Олонецкий шов широко используют мастера фабрики «Заонежская вышивка», где в этой технике выполняют столешницы, полотенца, платья, костюмы.

На всей территории европейской части России имела распространение тамбурная вышивка с условными растительными мотивами и своеобразным красно-белым, а иногда и многоцветным колоритом. Такую вышивку можно встретить в Карелии, в Тверской, Архангельской, Орловской, Липецкой и многих других областях. Тамбурная вышивка менее трудоемкая по сравнению со счетными приемами шитья, в силу чего она сохранилась повсеместно и успешно применяется на современных строчевышивальных предприятиях. Ее популярности способствовали используемые на промыслах тамбурные машины (МВ-50), на которых выполняется не только петельный шов, но и такие приемы, как закрутка и барашек.

Художественная набойка на ткани.

Ручная набойка — один из видов искусства художественного оформления тканей. Набойка имела широкое распространение на большей части территории России. Печатным рисунком украшали льняной и конопляный холст, шерстяные, шелковые, а позднее и хлопчатобумажные ткани. Из набивных тканей шили сарафаны и юбки, изготовляли занавеси, скатерти и многие другие изделия.

При выполнении набойки узор наносили на ткань с помощью специальных печатных досок (манерок), имеющих резной плоскорельефный рисунок. Наряду с резными манерками использовали доски с вбитыми в них гвоздиками, проволочками, поставленными на ребро пластинами металла. Печатную форму с такими элементами применяли для нанесения рисунка графического характера. Делали манерки и с комбинированными элементами рисунка, когда резной орнамент дополняли детали из металла.

При выполнении многоцветного узора подбирали соответствующее число манерок. Для каждой краски делали специальную печатную форму, с помощью которой печатали определенный фрагмент узора. В оформлении сложных по цвету и орнаменту штучных изделий количество манерок доходило до 60 и более.

В России набойка была в основном одноцветная с четким графическим рисунком. Однако со второй половины XIX в. появляются яркие шерстяные и полушерстяные набивные платки и шали с пышным растительным орнаментом. Производство таких платков было организовано в старом текстильном центре — Павловском Посаде под Москвой. Выполняли платки со сложным рисунком, в каждом из них насчитывалось до 50 цветов и оттенков. Орнамент платков необычайно разнообразный: с крупными растительными мотивами, цветочными гирляндами, объемными розами, маками и другими цветами. В этой группе изделий удачное применение нашли анилиновые красители. Яркие розовые, зеленые, синие цвета приобрели особое звучание на черном, а позже и на цветном фоне.

В современном производстве Павловского Посада большую часть платков декорируют способом фотопечати на столах с ручным переносом матриц. Часть платков выполняют на печатных машинах с цилиндрическими медными валами. Но для выполнения определенных видов наиболее сложных уникальных платков сохранена технология ручной набойки. И сейчас для ручного способа выполнения набойки изготовляют манерки для каждого цвета, что очень сложно выполнить в условиях производства. А поэтому ручной способ печати с каждым годом вытесняется все больше и больше.

Особенно тонкой и интересной была в прошлом набойка в Узбекистане и Таджикистане, в Грузии, Азербайджане и Армении, где этим способом изготовляли платки, шали и другие виды изделий. Сохранившиеся образцы и сейчас привлекают внимание богатством орнаментации, сложной цветовой гаммой и тонкостью технического исполнения. Красители для печати использовали только естественные, приготовленные самими мастерами, а поэтому каждый цвет имел множество оттенков, дополняющих друг друга. Особенно приятными были красные, приглушенные синие, черные цвета.

Набойка традиционная давно ушла из нашего быта. Ее заменили ткани фабричного производства. Лишь в отдельных регионах Закавказья выполняют шелковые платки (калагеи), технология выполнения которых близка ручной набойке. В Грузии, в объединении «Солани» организовано производство по изготовлению синих набивных скатертей, рисунок на которые наносят с помощью манерок. В этих изделиях возрождена старинная технология, восстановлены бытовавшие ранее рисунки. Набивные скатерти вносят в жилой и общественный интерьер теплоту человеческих рук, высокое искусство, созданное многими поколениями мастеров.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Еще по теме:

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация